Правительство уточнило планы по развитию судостроения до 2050 года

В ближайшие десять лет в России планируется выпустить с отечественных верфей более 1600 гражданских судов и морской техники. Показатель заложен в обновленную Стратегию развития судостроительной промышленности с горизонтом планирования до 2050 года.

Правительство уточнило планы по развитию судостроения до 2050 года
© Российская Газета

В условиях внешних санкций и ограничений одной из задач правительства стало скорейшее обновление и наращивание отечественного флота. Он необходим для выстраивания логистических маршрутов в дружественные страны, перевозок грузов по Северному морскому пути, для судоходства по внутренним водным путям, развития речного туризма, подчеркнул премьер-министр Михаил Мишустин на оперативном совещании со своими заместителями.

С этого года кратно увеличена поддержка производителей и заказчиков судов, их комплектующих. "На эти цели в ближайшие шесть лет направим из федерального бюджета более полутриллиона рублей, - напомнил председатель правительства. - Это рекордный объем финансирования отрасли".

Правительство уточнило и Стратегию развития судостроительной промышленности. В ней обозначены конкретные ориентиры по наращиванию производственных мощностей, строительству новых верфей, увеличению загрузки предприятий, расширены программы проведения научных исследований и разработок, повышения инвестиционной привлекательности этой сферы, устранения избыточных административных барьеров. "Важно решить поставленную главой государства задачу по достижению технологического суверенитета, в том числе по критическим позициям судового оборудования, самым значимым производственным процессам", - указал Мишустин.

При подготовке новой версии стратегии прежде всего была определена долгосрочная потребность во флоте вплоть до 2050 года, рассказал первый вице-премьер Денис Мантуров: "Мы исходили из прогнозов увеличения объемов грузовых и пассажирских перевозок, а также добычи водных биологических ресурсов". Учтен фактор выбытия действующих судов, большинство из которых построено в 70-80-е годы прошлого века. "Их ритмичное замещение на современные, технологичные изделия является главным вызовом отечественного судостроения", - заявил Мантуров.

Большинство действующих судов построено в 70-80-е годы прошлого века, планируется поэтапно замещать их на современные

Документ предполагает интенсивное развитие отрасли. Уровень загрузки действующих верфей к 2036 году должен вырасти до 61%, а к 2050 году - до 73%. Долю собственного гражданского флота планируется увеличить до 61% и 64% соответственно, а серийных судов, выпускаемых российскими предприятиями, нарастить до 50% и 80% от общего объема судостроения.

В числе приоритетов суда для Северного морского пути и транспортного коридора "Север - Юг", заявил Мантуров. К 2036 году число судов, курсирующих по СМП, предполагается увеличить до 51, а к 2050 году - до 135.

Важная производственная задача - замещение иностранного судового комплектующего оборудования. К 2036 году половина такой продукции будет выпускаться в России, а к 2050 году долю отечественных комплектующих планируется увеличить до 80%.

Денис Мантуров обратил внимание на кадровый потенциал судостроительной отрасли. "Для решения перспективных задач нам нужно к 2036 году увеличить число занятых в ней как минимум на 15% - до 190 тысяч человек", - подчеркнул он. Ориентир для 2050 года - уже 200 тысяч.

"Важно обеспечить максимальный уровень локализации строительства кораблей, судов, морской техники и выйти на высокие темпы создания конкурентоспособной продукции", - подытожил Михаил Мишустин. Для этого, по его словам, требуется сформировать детальный перечень всех мероприятий, которые позволят обеспечить эффективную организацию производств - как с точки зрения применяемых технологий, так и с точки зрения операционных процессов.