Исследование: Большинство россиян ждут от руководства признания своих заслуг
77% россиян признались, что нуждаются в признании своих профессиональных качеств и навыков: при этом 64% ждут одобрения и от руководства, и от коллег, 11% - только от начальства, а 2% - исключительно от сослуживцев. Об этом говорится в опросе сервиса SuperJob (есть в распоряжении "Российской газеты").
Для тех, кому важно признание и начальства, и рядовых сотрудников, ключевым фактором является уважение в коллективе. Те, кто ориентирован только на оценку руководства, связывают это с карьерой и профессиональным ростом. Немногочисленные россияне, ставящие на первое место признание коллег, чаще всего трудятся в узкой профессиональной области.
Женщины демонстрируют более выраженную потребность в оценке своего профессионального вклада в работу по сравнению с мужчинами (81% против 74% соответственно), при этом россиянки чаще ждут одобрения со стороны всего коллектива: как руководства, так и коллег. Молодежь до 35 лет (78%) и работники старше 45 лет (79%) также ориентированы на внешнюю оценку своих заслуг. Среди респондентов с доходом от 50 до 100 тысяч рублей потребность в профессиональном признании выражена наиболее сильно (84%), причем чаще на получение одобрения от всех сотрудников, вне зависимости от их ранга. Опрошенные с доходом до 50 тысяч рублей больше остальных ориентированы на получение положительной оценки своей работы от непосредственного руководителя.
15% работников сознательно дистанцируются от внешней оценки. Их позиция: "Главное приносить пользу людям!"
"Пока компании по всему миру внедряют искусственный интеллект, автоматизируют процессы и оптимизируют бюджеты, большинство сотрудников ждут вовсе не суперсервисов, нейросетей и чат-ботов. Россияне хотят простого признания - чтобы кто-то заметил их вклад и сказал: "Ты молодец. Это благодаря тебе получилось". Каждый девятый особенно ценит, когда это признание исходит от руководителя. Почему? Потому что за "спасибо" стоит не просто вежливость, а глубинное чувство значимости и нужности. Это не каприз и не слабость - это базовая потребность: чувствовать, что ты важен, что твой труд имеет значение ", - подчеркивает профессор бизнес-практики Московской школы управления "Сколково" Марина Починок.
Она напомнила о досках почета. "В самой идее - глубоко человеческая суть: ты на виду, ты ценен, тебя видят. Сегодня формат изменился - грамоты и портреты на стене заменили лайки, корпоративные чаты, голосовые благодарности в Zoom. Но потребность осталась. Если человек не услышал "спасибо", он вряд ли услышит "давай вперед".
На фоне активного внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы - от клиентского сервиса до планирования и маркетинга - в командах появляется новая тревожность. Люди боятся быть замененными. Кто-то шутит: "Скоро всех нас заменит один бот и GPT". Кто-то - тихо выгорает. Кто-то ищет "более человечную" работу. Именно сейчас признание становится не просто актом вежливости, а элементом стратегической устойчивости. Если в компании исчезает благодарность, уходит доверие. А за ним - вовлеченность, энергия и желание быть частью команды", - уверена эксперт.
По данным Harvard Business Review, сотрудники, которым регулярно говорят "спасибо", на 50% чаще проявляют вовлеченность и инициативу. Исследование Gallup показывает: признание - один из самых доступных и действенных способов удержания. Команды, где благодарность является нормой, демонстрируют более высокую производительность и меньшую текучесть. А когда бюджеты на мотивацию урезаются, благодарность остаётся самой дешёвой и самой действенной валютой.
Генеральный директор КРОС Екатерина Мовсесян добавляет, что признание заслуг со стороны руководства - это позитивная обратная связь, которая, во-первых, является сильным мотиватором. Во-вторых, часто сотрудники испытывают в ней дефицит, поскольку не все руководители делают на такой обратной связи фокус в своей коммуникации.
Согласно недавнему исследованию СберУниверситета, почти половина руководителей (44%) дают обратную связь раз в месяц или реже, и по 20% руководителей общаются с командами о развитии несколько раз в месяц и несколько раз в неделю. "Очень наглядно, что у тех, кто часто дает обратную связь, доля неудовлетворенных коммуникацией со стороны руководителя не превышает 2%. При этом у тех руководителей, кто общается раз в месяц, этот показатель растет сразу в 10 раз - до 20%.
Развитие сотрудника - это всегда долгосрочные инвестиции, которые не сразу отражаются на результатах компании. Поэтому многие руководители больше фокусируются на решении текущих задач и достижении своих бизнес KPI. Кроме того, качественная обратная связь требует особых навыков и уровня эмоционального интеллекта, то есть человек должен осознанно в это вкладываться", - считает эксперт.
Тем не менее, в долгосрочной перспективе мотивированная команда с хорошими отношениями внутри показывает лучшие результаты, поэтому в обратную связь вкладываться действительно стоит.