Страны ЕАЭС столкнулись с проблемой дефицита кадров

С проблемой дефицита кадров в последнее время столкнулись работодатели не только в России, но и в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) - Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии.

Страны ЕАЭС столкнулись с проблемой дефицита кадров
© Российская Газета

По данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), наиболее значительный дефицит кадров наблюдается в промышленности, медицине, образовании. По методологии Международной организации труда (МОТ), уровень безработицы по ЕАЭС - 3,3% от численности рабочей силы. Основные причины кадрового голода во всех странах ЕАЭС одинаковы - снижение рождаемости и старение населения.

В то же время замедлились миграционные процессы, что положительно сказывается на рынках труда ЕАЭС. По словам доцента кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при Правительстве РФ Михаила Хачатуряна, впервые за последние 10 лет, по данным ЕЭК, начался положительный миграционный прирост в Армению.

По данным hh.ru, в 2024 году россияне получили 769 тыс. приглашений на работу за границу, что на 33,6% чаще, чем в 2023 году. Чаще всего предложения поступали из Беларуси, Казахстана, Грузии и Турции.

Руководитель информационного отдела независимого профсоюза "Новый труд" Мария Коледа подчеркивает, что дефицит затрагивает как высококвалифицированные, так и низкоквалифицированные профессии. По данным ЕЭК, Казахстан приглашает россиян для работы в нефтегазовой отрасли и энергетике, финансах и ИТ, строительстве и логистике, образовании и медицине. Беларусь нуждается в ИТ-специалистах, много вакансий в промышленности и машиностроении, торговле и логистики, науке и образовании.

Армения рада кадрам из России в ИТ-сфере, туризме и гостиничном бизнесе, строительстве и недвижимости, банковском секторе. Кыргызстан готов предоставить места в горнодобывающей промышленности, образовании и консалтинге, торговле и доставке. "Особенно заметен недостаток высококвалифицированных кадров в сфере электронной торговли, нужны агрономы с высшим образованием, инженеры, преподаватели математики, информатики, иностранных языков, маркетологи, бухгалтеры. Например, в Узбекистане не хватает около 70 тыс. сотрудников в сфере обслуживания, 50 тыс. педагогов, 42 тыс. инженеров", - уточняет доцент кафедры информационных систем в экономике и менеджменте РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Тимофеев.

"Для решения кадровых вопросов работодатели прибегают к различным стратегиям. Во-первых, активно развивают программы обучения и повышения квалификации для сотрудников. Например, многие компании начинают инвестировать во внутреннее обучение, что позволяет им готовить специалистов под свои нужды. Во-вторых, растет популярность формата удаленной работы, что позволяет привлекать кадры из других регионов и стран. Этот подход также способствует более гибкому распределению трудовых ресурсов. Кроме того, страны ЕАЭС принимают меры по упрощению миграционного законодательства для привлечения иностранных специалистов. В частности, внедряются специальные визы для высококвалифицированных работников, что делает процесс трудоустройства более доступным и менее бюрократическим", - подчеркивает Коледа.

Член Международной академии технологических наук Тимофей Мазурчук уточняет, что большую популярность сейчас приобретает стиль работы digital nomads ("цифровые кочевники"), которые оказывают рабочие услуги иностранным компаниям, не выезжая за пределы родной страны. "Количество компаний, в которых они одновременно работают, может превышать десяток. Именно такой способ позволяет закрыть кадровые потребности некоторых компаний без организации перевозки и жизнеобеспечения необходимых кадров, и, в скором времени, специалисты, работающие по системе "цифровых кочевников", станут основой выполнения срочных узкоспециализированных заказов компаний в рамках межстрановых объединений", - уверен эксперт.