Центробанк зафиксировал охлаждение рынка микрозаймов

Микрофинансовые организации (МФО) выдали на 1% меньше микрозаймов в первом квартале 2025 года, чем в предыдущем — сокращение выдач произошло впервые с лета 2022 года, отметил Центробанк в обзоре «Тенденции на рынке МФО».

Небольшое снижение произошло после быстрого роста в последние девять месяцев 2024 года: средний прирост выдач займов за три предыдущих квартала составлял 20%. Охлаждение произошло в первую очередь за счет потребительского сегмента, на который приходится более 93% выдач.

«Причиной охлаждения в розничном сегменте стали, с одной стороны, отложенный эффект введения и поэтапного ужесточения макропруденциальных лимитов (МПЛ) для займов наиболее закредитованным заемщикам, с другой — эффект высокой базы IV квартала 2024 года и удорожание отдельных категорий займов вследствие действия в I квартале 2025 года моратория на ограничение ПСК ( полной стоимости кредитов — FM )», — объяснил Центробанк.

В конце декабря Банк России отменил ограничение ПСК по потребкредитам из-за роста стоимости фондирования, к которому привела высокая ключевая ставка. Регулятор опасался, что если в таких условиях установить лимиты на ПСК, то доступность потребкредитов для граждан значительно сократится. В результате, МФО повысили ПСК более чем на треть в 13 категориях займов из 16, оценил в обзоре ЦБ.

Микрофинанситы все ближе к банкам

Вместе с тем, ужесточение МПЛ, то есть ограничение выдач займов наиболее закредитованным клиентам, вынудило МФО пересмотреть свои продуктовые линейки. Они значительно удлинили сроки займов, что позволило уменьшить величину ежемесячного платежа заемщика и снизить его показатель долговой нагрузки (ПДН). Почти половина микрозаймов (48%) была выдана на срок больше года. Для сравнения, в первом квартале 2024 года доля таких займов составляла всего 7%, пишет ЦБ.

Одновременно и размер займов продолжил укрупняться. В среднем, в начале 2025 года МФО выдавали займы на сумму 20,9 тысяч рублей — год назад она составляла 14,2 тысячи. Резкий рост произошел в последний квартал 2024 года, когда средняя сумма займов повысилась с 15,6 тысяч до 19,9 тысяч.

В первом квартале продолжили расти и выдачи займов с лимитом кредитования — «по своей сути аналога банковских кредитных карт», отметил ЦБ. За год их доля выросла более чем вдвое, с 13% до 27%.

«В преддверии введения ограничений на количество одновременно действующих займов МФО стараются привлечь новых, более качественных заемщиков, а также внедряют финансовые решения, позволяющие удерживать клиента в течение более длительного срока», — отметил Банк России.

Лучше всего с привлечением новых заемщиков пока справляются маркетплейсы. По данным ЦБ, более 60% займов гражданам, которые стали клиентами МФО в первом квартале, пришлось на онлайн-ссуды при покупке товаров на интернет-площадках и POS-займы в торговых точках. Входящая в периметр онлайн-ритейлера Ozon МФО стала лидером рынка.

В целом, доля таких займов составила 27% от всех розничных выдач, что на 8 п.п. больше, чем в том же периоде прошлого года. «Востребованность данных займов объясняется более доступной по сравнению с классическими микрозаймами процентной ставкой, а также наличием льготного периода, в течение которого проценты по займу могут не начисляться», — объяснил Центробанк.