Госдума ужесточила правила работы коллекторов

Депутаты на пленарном заседании Госдумы 27 мая приняли во втором и третьем чтениях закон, существенно меняющий правила взаимодействия коллекторов с должниками. Документ, разработанный для защиты прав граждан при взыскании просроченной задолженности, вступит в силу 1 сентября 2025 года и введет ряд важных новшеств.

Член Комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Алексей Говырин рассказал, что с 1 сентября 2025 года, когда закон вступит в силу, звонки коллекторов станут более прозрачными и понятными. Согласно новому законодательству, коллекторы обязаны использовать только официально выданные оператором связи номера телефонов.

«Если вместо цифр высвечивается буквенная подпись, она идет только в паре с реальным номером, по которому можно дозвониться сотруднику организации», — рассказал он.

Кроме того, по словам парламентария, в течение пяти рабочих дней ФССП проведет проверку, запросив детализацию у кредитора, оператора связи и бюро кредитных историй. Если нарушения будут подтверждены, компания-нарушитель получит предписание и штраф.

Для ускорения разбирательств коллекторские агентства и банки обяжут хранить записи разговоров, письма и логи сообщений не три года, как раньше, а полтора. Это позволит оперативно проверять факты и удалять устаревшие архивы, что ускорит процесс разрешения споров.

Алексей Говырин также отметил, что новый закон усиливает «право на тишину». Должник может отправить уведомление об отказе от общения, и через три рабочих дня телефонные переговоры, автообзвон и письма должны быть прекращены. То же правило действует, когда третье лицо отзывает свое согласие на связь. Если долг подтвержден судом, кредитор получает двухмесячное «окно», после чего запрет на контакт возвращается.

Например, если человек просрочил микрозайм и коллекторы начали звонить его матери с десятков «однодневных» номеров, даже ночью. После 1 сентября она может зафиксировать один звонок, подать заявление через «Госуслуги», ФССП сверяет данные, находит компанию-нарушителя, выписывает штраф и обязывает ее убрать номер из списка обзваниваемых. Человек спокойно договаривается о новом графике платежей, а телефонное преследование прекращается.

Таким образом, новый закон устанавливает четкие правила игры: номер должен быть официальным и открытым, а спор должен решаться в течение нескольких дней — без навязчивых звонков. Это позволит должникам чувствовать себя более защищенными и уверенно принимать решения, касающиеся своего финансового положения.

промо изображение