Атаки дронов и рост убытков изменили рынок перестрахования в России
На отечественном рынке перестрахования оформляется новая реальность: усиливается зависимость от внутренней защиты рисков, растёт убыточность, а импорта фактически больше нет. Об этом рассказала председатель правления Российской национальной перестраховочной компании (РНПК) Наталья Карпова, выступая на международной страховой конференции, пишет газета «Ведомости».
По её словам, сегодня наблюдаются три ключевые тенденции. Первая — изменение структуры перестрахования: растёт доля облигаторных договоров, заключаемых на постоянной основе, и снижается количество факультативных — разовых сделок с индивидуальными условиями. РНПК, являясь «дочкой» Банка России, сознательно стимулирует страховщиков брать на себя больше рисков самостоятельно, повышая собственное удержание. Это уже снизило общий объем перестрахования в сегментах строительства и имущества на 13% — несмотря на рост прямого страхования на 23%.
Вторая тенденция — резкий рост убытков, особенно по рискам, которые раньше считались низкоубыточными. Так, в сегменте страхования от терроризма, куда теперь включаются последствия военных действий и атак дронов, убытки резко увеличились, отмечает РБК. Только в 2024 году зафиксировано свыше 100 страховых случаев на сумму более 10 млрд рублей, сообщила Карпова. Минобороны квалифицирует атаки беспилотников как террористические акты, что позволяет страховщикам включать их в покрытие, но создаёт юридическую неопределённость.
По данным крупнейших страховщиков, таких как СОГАЗ, «АльфаСтрахование» и «РЕСО-Гарантия», выплаты по риску «терроризм» выросли кратно: в разы увеличилось количество заявлений, а сумма ущерба по юрлицам выросла в 5–10 раз. Особенно заметен рост интереса к таким полисам среди физических лиц — например, у «РЕСО-Гарантии» каждый четвёртый договор страхования имущества теперь включает этот риск.
Третья тенденция — существенный рост тарифов на страхование объектов, особенно в приграничных регионах и по критической инфраструктуре. Повышенные риски вынуждают страховщиков либо резко увеличивать стоимость полисов, либо отказывать в заключении договоров. В южных регионах России тарифы по некоторым объектам выросли в 5–10 раз.
Дополнительную сложность создаёт неопределённость правового статуса страховых событий: для получения выплаты требуется возбуждение уголовного дела по статье «терроризм» или «диверсия», а такие квалификации далеко не всегда оформляются оперативно. В результате — страховщики и клиенты остаются в зоне высокой юридической и финансовой неопределённости, добавила Карпова.