Силуанов пообещал не поднимать налоги для россиян в ближайшие годы

В ближайшие годы в налоговом законодательстве России не будет серьёзных изменений, заверил министр финансов Антон Силуанов. По его словам, ранее власти обсуждали возможность увеличения фискальных изъятий у банков и состоятельных граждан, но этот вопрос так и не был поддержан. Как объяснил глава Минфина, руководство страны не хочет «перегнуть палку». Хотя в настоящий момент государственные расходы превышают объём доходов, специалисты тоже не видят необходимости в очередном увеличении налогов. По мнению экспертов, размер бюджетного дефицита остаётся некритичным для экономики и может быть покрыт с помощью заимствований и резервов.

Министерство финансов России не собирается вносить серьёзные изменения в налоговое законодательство страны в ближайшие годы. Об этом в среду, 28 мая, заявил глава ведомства Антон Силуанов на пленарном заседании Государственной думы.

В ходе мероприятия депутат от КПРФ Алексей Куринный поинтересовался у министра, не планируется ли для покрытия бюджетного дефицита вводить налог на сверхприбыль банков и других компаний, а также дополнительно поднимать ставку НДФЛ для состоятельных граждан. Глава Минфина, в свою очередь, напомнил, что при подготовке недавних поправок к Налоговому кодексу подобные инициативы уже обсуждались, но «этот вопрос не был поддержан».

«Мы договорились, что в ближайшие годы менять те договорённости, которые были достигнуты, не будем. Поэтому не могу согласиться с вашим предложением... Богатые люди тоже платят подоходный налог. Если мы здесь планку перегнём, тогда будет больше стимулов уходить в другие инструменты. А банкам сейчас нужна прибыль для их капитализации, чтобы они могли выдавать кредиты», — подчеркнул Силуанов.

По предварительным оценкам Министерства финансов, в 2025 году расходы государственной казны могут превысить объём доходов почти на 3,8 трлн рублей. В результате размер бюджетного дефицита составит около 1,7% ВВП и будет таким же, как в 2024-м.

Ранее власти ожидали, что в текущем году дефицит сократится до 0,5% ВВП, но после недавнего снижения нефтяных цен прогнозные параметры бюджета были скорректированы. Впрочем, даже такое отклонение от первоначального плана не станет критичным для экономики, уверена ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.

По её словам, покрыть отрицательную разницу между доходами и расходами казны Минфин сможет за счёт заимствований на внутреннем рынке или с помощью денег из Фонда национального благосостояния (ФНБ). В этой связи острой необходимости в очередном пересмотре Налогового кодекса сейчас нет, считает собеседница RT.

«Бесконечно повышать налоги для финансирования бюджетного дефицита нельзя, так как это может грозить определёнными рисками. Во-первых, чрезмерное увеличение фискальной нагрузки способно привести к ухудшению финансовых результатов и даже к закрытию многих небольших предприятий. Во-вторых, бизнес может закладывать слишком высокие расходы на налоги в конечную стоимость своих товаров и услуг, что будет раскручивать инфляцию и мешать Центробанку бороться с ней», — пояснила Мильчакова.

Похожую точку зрения в интервью RT выразил и сотрудник лаборатории анализа лучших международных практик Института Гайдара Кирилл Черновол. По его словам, в повышении налогов для покрытия бюджетного дефицита нет нужды, а власти сознательно делают ставку на долговое финансирование и резервные фонды, чтобы не задушить инвестиционный спрос.

«Говоря, что банки могут «уйти в другие инструменты», глава Минфина, скорее всего, имеет в виду возможность перетока их прибыли из классического кредитования в менее облагаемые или вовсе обезналиченные схемы: облигации, репо или денежный рынок. Повышение налогов будет стимулом для банков минимизировать налогооблагаемую базу, переводя часть активов во внебалансовые операции. Это может снизить прозрачность надзора и создаёт для регулятора дополнительные риски», — объяснил специалист.

По принципу справедливости

Напомним, последние крупные изменения в налоговом законодательстве вступили в силу 1 января 2025 года. В частности, в стране вновь заработала полноценная прогрессивная шкала НДФЛ.

Теперь налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13% уплачивают только те, кто получает до 2,4 млн рублей в год (до 200 тыс. рублей в месяц). В то же время при ежегодном заработке 2,4—5 млн (200—416,7 тыс. рублей в месяц) ставка составляет 15%, при 5—20 млн (416,7 тыс. — 1,67 млн рублей в месяц) — 18%, при 20—50 млн (1,67—4,17 млн рублей в месяц) — 20%, а при доходе более 50 млн рублей — 22%.

При этом увеличенный налог взимают не со всей суммы доходов, а только с превышения порогов прогрессивной шкалы. Например, если человек зарабатывает 9 млн рублей в год, 2,4 млн из них облагаются по ставке 13%, часть между 2,4 млн и 5 млн (то есть 2,6 млн) — по ставке 15%, а всё, что выше 5 млн рублей (то есть оставшиеся 4 млн), — по ставке 18%.

Всего, по оценке властей, повышение налогов коснулось лишь 3,2% занятых граждан (то есть 2 млн из 64 млн работающих россиян). Причём нововведения не распространяются на участников специальной военной операции в части выплат за работу в зоне СВО. Кроме того, повышенным НДФЛ не облагаются надбавки к зарплате трудящихся на Крайнем Севере и других территориях с неблагоприятными или особыми климатическими и экологическими условиями.

Определённые изменения коснулись и бизнеса. Например, налог на прибыль организаций с 1 января вырос с 20 до 25%.

«Все наши новации в налоговой сфере подчинены одному главному принципу — справедливости. Мы понимаем её следующим образом: все, кто имеет большие доходы, могут чуть побольше заплатить, а эти деньги пойдут на социальные программы и помощь тем людям, которые нуждаются в поддержке государства. В первую очередь это семьи с детьми», — объяснял Антон Силуанов в интервью RT.

Так, уже со следующего года руководство страны собирается снизить налоговое бремя для многих родителей. Льготу смогут получать россияне с двумя и более детьми, если среднедушевой доход на члена семьи не будет превышать размер полутора прожиточных минимумов. Таким гражданам государство будет возвращать более половины уплаченного НДФЛ за предыдущий год. В результате реальная ставка подоходного налога для них составит всего 6%.

Напомним, прогрессивная шкала НДФЛ действовала в России с 1992 по 2000 год и в разное время имела от трёх до семи градаций налога на доходы физических лиц: минимальная ставка составляла 12%, а максимальная — 35%. Впрочем, на фоне трудностей с администрированием подоходного налога и массовым уклонением от его уплаты с 2001 года власти решили отказаться от этой системы и ввели плоскую шкалу. После этого на протяжении 20 лет ставка для всех граждан была установлена на уровне 13%.

«Для создания и поддержания системы налогового администрирования необходимы огромные ресурсы, однако учесть все денежные потоки при том уровне оснащённости «бумажной», неоцифрованной налоговой было просто невозможно. Мало обеспечить подсчёт сумм и приток средств, важно сделать так, чтобы спрятать доходы в принципе стало сложнее, а взыскать налог — проще», — рассказал RT руководитель управления аналитических исследований «АВИ Кэпитал» Дмитрий Александров.

Как отметил Кирилл Черновол, введение плоской шкалы в 2001 году помогло значительно упростить администрирование и создало стимулы для «выхода из тени» многих граждан и компаний. В результате уже в первый год после нововведения поступления НДФЛ выросли почти на четверть, рассказал эксперт. Между тем спустя 20 лет на фоне совершенствования работы ФНС и улучшения налоговой дисциплины власти вновь задумались о пересмотре параметров фискальной системы.

«К частичной прогрессии (15% на доходы свыше 5 млн рублей) мы вернулись с 2021 года, а сейчас перешли к пятиступенчатой шкале. При этом в Минфине неоднократно отмечали, что новые повышенные ставки затрагивают лишь около 3% налогоплательщиков, что обеспечивает адресность фискальной нагрузки с сохранением умеренного налогового режима для основной массы занятых», — заключил Черновол.

промо изображение