Странные академии или настоящая проблема? Сколько законов нужно для защиты образования в России?
Казалось бы, на первый взгляд, инициатива разумна: нельзя допускать, чтобы возникали разного рода академии ТАРО, Университеты Родологии и прочие странные формации. Однако давайте разберёмся в сути предлагаемой инициативы. Так ли она полезна для системы образования в России RuNews24.ru узнал у эксперта Института фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук при НИЯУ МИФИ Якова Якубовича.
Почему закон не работает?
«Федеральный закон «Об образовании в РФ» устанавливает требования к наименованиям образовательных организаций. В частности, статья 23 закона «Об образовании» устанавливает типы и требования к наименованиям ОО, а статья 92 требует государственную аккредитацию. При этом статья 14.1 КоАП РФ предусматривает наказание за осуществление предпринимательской деятельности без государственной аккредитации. Какие еще нужны запреты, если, скорее всего, не прошедшая аккредитацию организация, будь она хоть академией, хоть университетом, хоть школой, хоть "высшим детским садом" не имеет права заниматься деятельностью», - считает эксперт.
Получается, проблема не в отсутствии закона, а в его исполнении. Усиление контроля за действующими нормами могло бы стать более эффективным решением, чем создание новых ограничений.
«Вместе с тем, под действие инициативы могут попасть не только псевдообразовательные структуры, но и частные курсы, корпоративные учебные центры и научные НКО, которые не выдают дипломы государственного образца, но предоставляют реальные знания и услуги. К примеру, частные академии фотографии, научные институты, занимающиеся исследованиями, и корпоративные учебные центры, такие как «Академия Яндекса», могут столкнуться с необходимостью изменения своего названия. Это создаст дополнительные административные барьеры и негативно скажется на их деятельности. Широкое распространение получили и корпоративные университеты, деятельность которых направлена на постоянное совершенствование знаний, навыков и умений персонала. Неплохо обратить внимание на содержание, качество образования и выдаваемых дипломов, а не на вывесках!»,- поделился мнением Яков Якубович.
Главные проблемы российского образования — ригидность, недостаточная гибкость, потеря актуальности программ, неполное соответствие востребованных профессий на рынке профилям направлений подготовки в вузах.
Риски коррупции при аккредитации и низкие зарплаты преподавателей, устаревающая материально-техническая база, архаизированные форматы ведения занятий - вот на что стоит обратить внимание законодателя. К слову, стоит присмотреться и к качеству отбора профессорско-преподавательского состава (в том числе авторам учебников и пособий), каковы их заслуги (не только формальные критерии, но и практикоориентированность, умение гибко подбирать форматы ведения занятий). Сама по себе система образования не всегда успевает за технологиями, трендами и потребностями рынка, об этом говорится, в том числе и представителями бизнеса и государсвтенного сектора.
«Вместе с тем с инфоцыганством и псевдообразованием можно бороться иначе. Во-первых, это ведение открытого реестра лицензированных образовательных организаций. Во-вторых, усиление контроля за деятельностью "псевдоакадемий", в-третьих, усиление борьбы с псевдодипломами»,- предложил эксперт Яков Якубович.
Инициатива группы депутатов — это классический пример популизма, который создаёт видимость борьбы за качественное образование, но не решает реальных накопившихся системных проблем. Вместо ужесточения регулирования названий необходимо предпринимать меры по повышению качества образования, бороться с коррупцией и повышать качество образовательных программ.