В Госдуме предложили ограничить использование терминов «академия» и «университет»
Как отметил эксперт, Федеральный закон «Об образовании в РФ» устанавливает требования к наименованиям образовательных организаций (ОО). Статья 23 закона определяет типы и требования к наименованиям, а статья 92 требует государственной аккредитации. Статья 14.1 КоАП РФ предусматривает наказание за предпринимательскую деятельность без аккредитации. Таким образом, не прошедшие аккредитацию ОО не имеют права заниматься деятельностью, независимо от того, как она называется. Таким образом, подчеркнул Якубович, проблема не в отсутствии закона, а в его исполнении. Усиление контроля за соблюдением существующих норм могло бы быть более эффективным решением, чем создание новых ограничений. «Вместе с тем, под действие инициативы могут попасть не только псевдообразовательные структуры, но и частные курсы, корпоративные учебные центры и научные НКО, которые не выдают дипломы государственного образца, но предоставляют реальные знания и услуги», – добавил специалист. Например, частные академии фотографии, научные институты, занимающиеся исследованиями, и корпоративные учебные центры могут столкнуться с необходимостью изменить свое название. Это создаст дополнительные административные барьеры и негативно скажется на их деятельности, уточнил Якубович. Эксперт считает, что главные проблемы российского образования – это ригидность, недостаточная гибкость, потеря актуальности программ и неполное соответствие востребованных профессий на рынке профилям направлений подготовки в вузах. Также существуют риски коррупции при аккредитации и низкие зарплаты преподавателей, устаревшая материально-техническая база и архаичные форматы проведения занятий, отметил Якубович. Кроме того, стоит обратить внимание на качество отбора профессорско-преподавательского состава, включая авторов учебников и пособий, и их заслуги. Эксперт предлагает бороться с инфоцыганством и псевдообразованием другими способами. Например, вести открытый реестр лицензированных образовательных организаций и усилить контроль за деятельностью «псевдоакадемий». Также необходимо усилить борьбу с псевдодипломами. Инициатива группы депутатов – это пример популизма, который создает видимость борьбы за качественное образование, но не решает реальных системных проблем, отметил Якубович в интервью RuNews24.ru. Вместо ужесточения регулирования названий необходимо предпринимать меры по улучшению качества образования, бороться с коррупцией и повышать качество образовательных программ, подытожил эксперт. Ранее сообщалось, что в Башкирии отстранили от работы чиновницу с поддельным дипломом. В 2019 году женщина, используя поддельный документ о высшем образовании, устроилась в районную администрацию ведущим специалистом отдела муниципальной службы и кадровой работы и даже получила повышение. Фото: ФедералПресс