Между клиентом и законом: почему работники торговли и такси остаются без защиты
Когда говорят о продавцах или таксистах, часто вспоминают про «обслуживание» и «сервис». Но почти никогда — о том, что это тяжёлый физический труд, изнуряющий не меньше, чем работа на производстве. Общероссийский профсоюз работников торговли и услуг (ОПРТУ) провёл мониторинг информации в СМИ, опубликованной с апреля 2024-го по апрель 2025 года. Результаты показали, что из найденных 11 сообщений, касающихся охраны труда работников торговли, и из 30 сообщений о таксистах на ту же тему ни одно не было посвящено защите трудовых прав людей этих профессий. Зато в интернете они — звезды: в видеороликах, где их высмеивают в моменты споров с агрессивными клиентами или в абсурдных ситуациях. По сути, рабочий человек стал мемом. Евгений Биятов / РИА Новости Работа с людьми — всегда испытание на прочность. Несмотря на различие сфер, торговля и такси удивительно похожи: здесь сотрудники ежедневно взаимодействуют с клиентами и зачастую вынуждены выполнять их пожелания. Принцип «клиент всегда прав» стал негласным законом — даже тогда, когда правота на стороне работника. В конфликтных ситуациях руководство чаще всего становится на сторону клиента, ведь он приносит доход. Работников же — будь то продавцы или водители — не только оставляют без поддержки, но и наказывают: штрафуют, обвиняют в том, что «довели ситуацию до конфликта». Погоня за клиентской лояльностью делает заботу о собственных сотрудниках делом второстепенным. Между тем именно они частенько сталкиваются с агрессией, хамством и неправомерными действиями. Тяжелая работа за ширмой улыбки Сегодня норма для многих продавцов — 10–12-часовые смены без права на перерыв, что превращает трудовые будни в марафон на выносливость. Общероссийский профсоюз работников торговли и услуг на постоянной основе мониторит ситуацию на рынке труда и отмечает одну тревожную тенденцию. «Изучаем вакансии в популярных поисковиках — первые же три предложения от крупных сетей умалчивают о продолжительности рабочего дня, подменяя конкретику размытыми формулировками: “график 2/2” или “3/3”», — рассказывает председатель Общероссийского Профсоюза работников торговли и услуг Андрей Ечин. За привлекательным на первый взгляд графиком — изнурительные 12-часовые смены, которые не оставляют времени ни на восстановление сил, ни на семью, ни на простой человеческий отдых. Работодатели, избегая указывать реальное время труда, создают иллюзию «гибкости», тогда как на деле — лишают работников базовых гарантий. Почему в других отраслях рабочий день четко прописан («с 8 до 17»), а в торговле — завуалирован? «Каждая вакансия должна четко указывать продолжительность смены, перерывы и условия труда, — считает Ечин. — Торговля — не зона исключений из Трудового кодекса». Таксисты — другая крайность: сидячая работа за рулём, но далеко непростая. Многочасовые пробки, сверхвысокая концентрация внимания, конфликты с пассажирами, ночные смены. Нарушения сна, проблемы с позвоночником, гипертония, эмоциональное выгорание — типичный итог «успешной карьеры» в такси. Для того чтобы заработать на базовые потребности, и водители, и продавцы вынуждены перерабатывать. Условия труда часто далеки от нормальных, а профзаболевания воспринимаются как «часть профессии». Охрана труда и забота о здоровье сотрудников в этих отраслях существует скорее на бумаге, чем в реальности. Между тем государственные нормы прямо указывают: болезни опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения, гипертония — это не случайность, а прямое следствие условий труда. Предотвратить развитие большинства этих болезней можно: достаточно строго соблюдать нормы охраны труда, обеспечивать реальные перерывы и уважительно относиться к людям. К сожалению, в реальности забота о здоровье сотрудников часто остаётся последним пунктом в списке приоритетов бизнеса. Если в компании нет профсоюзной организации либо она слабая, следить за выполнением надлежащих условий некому. Кадровый дефицит: когда принимают всех, но забывают об охране труда Кадровый дефицит заставляет работодателей принимать на работу сотрудников без профильной подготовки. В торговле, например, где ранее требовалась определённая квалификация, сегодня рады практически всем желающим. Однако отсутствие спецподготовки у новых сотрудников требует усиленного внимания к охране труда. Необходимо проводить регулярные инструктажи, организовывать наставничество и обеспечивать постоянный контроль за соблюдением правил безопасности. На деле же подход к этим требованиям в большинстве своем формальный. Максимум — к работникам подходит ответственный и просит расписаться за якобы проведенный инструктаж. Эксперты ОПРТУ собрали самые частые травмы, которые получают работники торговли. Среди них: Скольжение на мокром полу (например, из-за неубранных луж, снега или льда у входа в магазин). Спотыкание о поддоны, паллеты, коврики или незакрепленные предметы. Падение с высоты (например, при попытке достать товар со стеллажей без использования лестниц или подъемного оборудования). Такие ситуации часто приводят к переломам, ушибам, растяжениям связок и сотрясениям мозга. Удары или защемления частей тела при работе с тележками, витринами, погрузочной техникой. Падение тяжелых предметов (например, коробок с товаром со стеллажей из-за их ненадежного крепления). Порезы и ушибы при распаковке товара, использовании ножей или других инструментов. В тяжелых случаях возможны переломы костей, травмы позвоночника, разрывы сухожилий. Мышечные перенапряжения и хронические заболевания — боли в спине и суставах из-за длительного стояния, подъема тяжестей, неправильной эргономики рабочего места, синдром запястного канала (например, от постоянного использования сканера штрих-кодов). Эти проблемы часто усугубляются отсутствием перерывов и недостатком средств для разгрузки мышц. Электрические и термические травмы — ожоги от горячих поверхностей (например, оборудования в пекарнях или кафе при совмещении торговли и производства), удары током из-за неисправной проводки или нарушения правил эксплуатации техники. Психологические травмы и стресс — эмоциональное выгорание из-за высокой нагрузки, конфликтов с клиентами. В России магазины часто несут ответственность за травмы посетителей, но аналогичные риски распространяются и на сотрудников. Для снижения травматизма в торговле рекомендуется регулярно проводить инструктажи по технике безопасности, обеспечивать работников эргономичными инструментами и СИЗ, автоматизировать процессы (например, использовать подъемники для товара), устранять опасные зоны (мокрые полы, незакрепленные конструкции). В сфере такси ситуация аналогична: на работу принимают всех, кто имеет водительские права, независимо от опыта и квалификации. При этом водители всё реже получают поддержку от живых операторов службы поддержки — большинство вопросов решаются через автоматизированные системы с заранее заготовленными ответами. Это снижает качество обратной связи и может привести к игнорированию серьёзных проблем, связанных с безопасностью и условиями труда. Водители часто работают по гибкому графику, при этом в условиях высокой конкуренции, низких тарифов, отсутствия должного медицинского осмотра. В некоторых случаях таксопарки оказываются неготовыми компенсировать даже минимальные ущербы, полученные в результате ДТП. «Правовая защита работников часто остается на бумаге, — резюмирует председатель ОПРТУ Андрей Ечин. — И если уж существующие законы не всегда исполняются на должном уровне, то важно создать орган, который бы контролировал выполнение этих норм и напоминал работодателям о необходимости соблюдения законных прав работников. Таким органом в каждой компании мог бы стать профсоюз. Без него работники остаются в уязвимом положении».