ГД одобрила в I чтении налоговое стимулирование инструментов долгосрочных сбережений

МОСКВА, 11 июня. /ТАСС/. Госдума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий совершенствование налогового стимулирования инструментов для формирования долгосрочных сбережений. Документ, инициированный правительством России, вносит поправки в Налоговый кодекс РФ.

С 1 января 2024 года запущена программа долгосрочных сбережений (ПДС), представляющая собой новый универсальный финансовый инструмент для граждан, который позволит им при стимулирующей поддержке государства сформировать капитал. Одним из источников формирования средств по программе долгосрочных сбережений являются сберегательные взносы работодателей по договорам долгосрочных сбережений, заключенным работниками в свою пользу. Для мотивирования работодателей участвовать в формировании средств по ПДС в пользу своих работников законопроект предусматривает учет сберегательных взносов работодателей в составе расходов для целей налогообложения прибыли и ограничения обложения страховыми взносами сберегательных взносов работодателей.

Также для активного участия граждан в ПДС проектом предусмотрен при определении минимального срока действия договора зачет срока действия договора в случае перевода всех средств, отраженных на счете долгосрочных сбережений, в новый договор, а также ограничение количества заключенных договоров в пользу близких родственников.

Кроме того, для выравнивания условий налогообложения НДФЛ по долгосрочным продуктам предлагается в отношении налоговой базы по доходам, полученным в виде выплат по договору долгосрочных сбережений, установить налоговую ставку на доходы физических лиц в размере 13% (15%) в зависимости от суммы налоговых баз по аналогии с налоговой ставкой по НДФЛ в отношении страховых выплат по договорам страхования, выплат по пенсионному обеспечению, а также в отношении доходов по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете.

Изменения по договорам страхования жизни

Кроме того, законопроект направлен на стимулирование граждан заключать договоры долгосрочного страхования жизни, в том числе договоры долевого страхования жизни, путем распространения налогового вычета на долгосрочные сбережения граждан на страховые взносы налогоплательщика по договорам страхования жизни и освобождение от налогообложения выплат по таким договорам, превышающим суммы внесенных страховых взносов, в пределах 30 млн рублей по каждому такому договору при выполнении установленных условий. До 31 декабря 2024 года страховые выплаты по договорам страхования жизни, связанные с дожитием застрахованного лица до определенного возраста или срока, либо в случае наступления иного события учитывались при определении налоговой базы по НДФЛ только в части превышения, которое определялось в соответствии со специальным порядком с учетом среднегодовой ставки рефинансирования Банка России.

Для донастройки нового регулирования законопроект сохраняет возможность применения старого порядка для заключенных до 31 декабря 2024 года включительно договоров страхования жизни сроком от трех лет в отношении части страховых выплат, сформированных за счет инвестиционного дохода за каждый год действия договора до 2025 года.

Кроме того, для таких же договоров, срок действия которых превышает пять лет, законопроект предлагает предоставить возможность по выбору выгодоприобретателя применить вместо старого порядка освобождение от НДФЛ страховой выплаты в размере до 30 млн рублей. Эти изменения не будут распространяться на договоры страхования жизни, по которым страховая премия была увеличена после 30 июня 2024 года, а также если по таким договорам было предусмотрено условие о возможности их продления.

Как пояснил член комитета по МСП Алексей Говырин ("Единая Россия"), новый порядок получения налогового вычеты за взносы по договорам страхования жизни делает налоговый учет более детализированным. "Закон также дает возможность для уже действующих до 2025 года договоров использовать старый порядок расчета налога или перейти на новый, более понятный с фиксированным необлагаемым лимитом. В совокупности это формирует инфраструктуру, в которой государство поощряет граждан к накоплениям с использованием регулируемых инструментов, предоставляя за это налоговые послабления", - указал он.