Эксперты ожидают роста зарплат водителей на фоне дефицита кадров

Зарплаты дальнобойщиков и таксистов могут вырасти в ближайшие годы. О такой тенденции рассказали эксперты «Газете.ру». Причина — дефицит кадров в транспортной сфере: водителей не хватает, а спрос на доставку растет. Работодатели вынуждены поднимать оплату труда, чтобы привлечь сотрудников, ведь отрасль стареет, а молодежь все чаще выбирает удаленку или уходит в IT-сферу.

Эксперты ожидают роста зарплат водителей на фоне дефицита кадров
© BFM.RU

По данным «Мигрант Сервис», средние зарплаты водителей в апреле этого года составили от 125 тысяч до 160 тысяч рублей в месяц. Это сопоставимо с доходами в ведущих отраслях — добывающей промышленности (145 тысяч), и даже обгоняет нефтегазовый сектор (114 тысяч).

Комментирует старший партнер компании «Оптималог» Георгий Властопуло: Властопуло:

Георгий Властопуло генеральный директор компании «Оптималог» «Это тенденция не текущего года. Эта тенденция уже много лет наблюдается не только у нас, но и вообще в принципе в мире, потому что дальнобойщик считается стареющей профессией. И, понятное дело, что с каждым годом ситуация усугубляется, а у нас она в стране усугубляется еще рядом обстоятельств, в том числе оттоком мигрантов. Понятное дело, что некоторые люди выбирают заключение контрактов с Минобороны и прочее. И поэтому в этой отрасли, в грузоперевозках и так, в общем-то, дефицитной на кадры, наблюдается повышенный дефицит. При этом, кроме как повышением заработной платы, особо ничем и не переманишь. Поэтому эта тенденция будет сохраняться до момента либо глобального перехода на беспилотный транспорт, который, я думаю, лет 10-15 еще не грозит, либо по каким-то причинам — каких-то демографических сдвигов. Может быть, появится достаточно людей, которые бы хотели идти в эту отрасль. Если вы помните, несколько лет назад такой же бум переживала IT-отрасль. В общем-то, особых требований высоких предъявлять не приходится, но многие компании, как, например, «Деловые линии», создают собственные университеты, куда принимают неопытных ребят и, в общем-то, обучают их быть водителями-экспедиторами на большегрузах. Плюс ко всему, по крайней мере в Европе — не знаю, насколько у нас, — но и женщин пытаются привлечь в эту профессию. Поэтому я думаю, что это будет развиваться, пока высокие зарплаты. Однако мы видим сейчас сложности, которые испытывают автотранспортные компании ввиду стареющего автопарка, ввиду сложности покупки транспортных средств в лизинг из-за высокой ставки Центрального банка. Поэтому отрасль уже испытывает некоторые финансовые сложности. Это может быть неким таким сигналом к тому, что, возможно, зарплаты остановятся в своем росте, не будут так стремительно расти, как за последние три-четыре года».

Больше всего не хватает водителей-экспедиторов, таксистов, а также личных водителей для корпоративного и вип-сегмента. Ситуацию с нехваткой сотрудников усугубляет рост объемов онлайн-торговли и усиление конкуренции между логистическими компаниями.

Кроме того, таксопарки переманивают к себе конкурентным доходом в 200-250 тысяч, заработать который получается с меньшими потерями: гибкий график, собственный или арендованный автомобиль, возможность совмещать с другой деятельностью. В действительности не все так радужно, рассказывает водитель такси Александр, в прошлом работал в грузоперевозках:

«Что касается заработка — самый, может быть, выгодный способ работы в этой сфере — это свой транспорт, грузовой или легковой. Но высокий доход в этой сфере компенсируется высокой стоимостью ремонта. Запчасти подорожали. Плюс любой форс-мажор, какая-то авария — это выпадение из цикла, лишение дохода. Особенно это заметно в такси. Аренда автомобиля такси сейчас в Москве составляет: экономкласс — около 50 тысяч рублей в месяц, 110-150 тысяч — это бизнес-класс. Но, по сути, заработок примерно одинаковый — 5 тысяч рублей за день. Если посмотреть на чистую зарплату таксиста — то, что предлагают таксопарки, — это порядка 60-70 тысяч рублей. Если работать самому на свой страх и риск, то это значит лишить себя выходных практически. Конкретно в московском такси есть свои минусы. Это очень стрессовая деятельность, связанная с тем, что штрафы высокие. За остановку в неположенном месте — за полминуты можно попасть под камеру, это 5 тысяч рублей. Да, по сути, просто одной неверной остановкой можно лишить себя дневного или полудневного заработка. Может быть, сейчас рынок и грузоперевозок, и такси, и связанный с этим рынок служб доставки испытывает турбулентность. Где-то около года назад начался спад. Что касается больших грузовых перевозок и на дальние расстояния, то там ужесточаются требования к году выпуска машины, состоянию автомобиля, а также сократился, собственно, объем перевозок, потому что кажется, что рост был плюс-минус три-четыре года назад».

По данным «Российской газеты», дефицит кадров в грузоперевозках составляет 25%.