Опросы выявили у россиян странные привычки из-за любви к маркетплейсам
Из-за роста популярности онлайн-покупок у многих россиян появились причудливые привычки. Как показала серия опросов финансового маркетплейса "Выберу.ру", уже более 20% населения ощущает зависимость от интернет-магазинов. Люди готовы переезжать из города в деревню, лишь бы жить ближе к пунктам выдачи товаров, а если деньги закончились, то шопоголики "играют" в покупки и используют корзину как записную книжку.
Странная привычка рассматривать и отмечать товары без намерения их купить получила специальное название - дримскроллинг, от сочетания английских слов "мечтать" и "пролистывать". В ходе опроса половина из 3 тысяч респондентов рассказали, что регулярно добавляют товары в корзины на маркетплейсах, но выкупают не больше 50% отложенного. Пятая часть (19%) участников опроса призналась, что на самом деле оплачивает в среднем лишь треть отмеченных товаров.
Большую часть из своей корзины на маркетплейсах выкупает менее трети (28%) россиян. Только 15% покупателей покупают все, что взяли. Чаще всего без дела в корзинах остаются лежать одежда, электроника, товары для дома и спорта. У женщин в этом списке чаще встречается косметика, а у мужчин - инструменты, автомобильные аксессуары и различные гаджеты.
"Большинство пользователей давно используют корзину как инструмент планирования - туда попадает не только то, что нужно сейчас, но и все, что может пригодиться позже. Это отражение реального потребительского интереса, даже если до покупки дело не доходит", - пояснила "Российской газете" директор департамента коммуникационной политики "Выберу.ру" Анна Романенко.
По данным этого финансового маркетплейса, доля регулярных клиентов интернет-магазинов в 2025 году превысила 70% взрослого населения страны. Еще в 2024 году опросы показывали значительно меньшую цифру - около половины.
Теперь 31% россиян совершают покупки в интернете еженедельно, 39% - ежемесячно, 13% - ежедневно, а 17% - раз в квартал. Почти треть (32%) опрошенных отметили, что практически перестали посещать обычные офлайн-магазины из-за того, что все нужное покупают через интернет. А 39% респондентов заметили, что по той же причине стали посещать примерно в два раза реже торговые центры, чем годом ранее. Еще примерно треть россиян (29%) говорит, что успешно комбинирует онлайн- и офлайн-покупки.
В 2025 году россияне стали охотнее тратить деньги в интернете. Так, 23% опрошенных ежемесячно выделяют на онлайн-покупки из своего личного бюджета до 5 тысяч рублей, 26% - до 10 тысяч рублей, 18% - до 30 тысяч рублей, 17% - до 50 тысяч рублей, а 16% - свыше 50 тысяч рублей. В прошлом году свыше 50 тысяч рублей готовы были потратить лишь 8% опрошенных.
Согласно другому недавнему опросу, уже 23% россиян в возрасте от 18 до 60 лет признают свою зависимость от онлайн-покупок. Удобство заказа и доставки провоцирует их на импульсивные траты, о которых они потом могут пожалеть. 49% опрошенных россиян совершают импульсивные покупки по совету популярных блогеров и других лидеров мнений, а 37% из них потом жалеют о потраченных деньгах. Чаще всего это касается товаров для дома и косметики, одежды, инвестиционных продуктов и электронных устройств. Почти половина (48%) респондентов, напротив, заявили, что маркетплейсы помогают им значительно сэкономить, так как дают возможность подобрать нужный товар по лучшей цене.
Пристрастие к маркетплейсам у 29% опрошенных россиян оказалось настолько сильным, что наличие стабильного интернета и пункта выдачи товаров (ПВЗ) стало обязательным условием при переезде из города в деревню. Хотя жилье в сельской местности обходится дешевле, для такой группы людей этого недостаточно для решения о переезде, если в шаговой доступности не будет точки интернет-магазина.