Регулирование цифровых платформ обрело итоговый вид

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности 30 июня рассмотрит законопроект о регулировании цифровых посреднических платформ. Документ разработан под кураторством вице-премьера - главы аппарата правительства Дмитрия Григоренко. В финальной версии документа, с которой ознакомилась "РГ", были учтены предложения, которые поступили от бизнеса и общественности в процессе проработки законопроекта. Между тем представители оффлайновых розничных сетей критически оценили финальную весрию документа.

Регулирование цифровых платформ обрело итоговый вид
© Российская Газета

"Цель законопроекта - защитить права и интересы граждан. Речь не только о покупателях, но и о продавцах, владельцах пунктов выдачи заказов и других участников платформенной экономики. Действующее законодательство не всегда учитывает специфику онлайн-торговли и работы посреднических цифровых платформ. Мы разработали базовые правила, которые отразят эти особенности. Они определяют ответственность цифровых платформ и их партнеров в вопросах защиты прав потребителей и одновременно обеспечивают динамичное и устойчивое развитие платформенной экономики", - прокомментировал вице-премьер - глава аппарата правительства Дмитрий Григоренко.

Как отмечают в аппарате вице-премьера, предметом регулирования выступают цифровые платформы, которые являются посредниками при совершении сделок и предоставляют возможность проведения оплаты за товары, работы или услуги. В частности речь идет маркетплейсах, таких как Wildberries и Ozon, а так же сервисах заказа еды, такси, платформы услуг.

Основные новации касаются требований по идентификации продавцов - они обязаны подтверждать свою личность через Госуслуги или госреестры перед допуском на платформу.

Вводится запрет на искажение пользовательской сортировки выдачи. Если пользователь выбрал фильтр или критерий сортировки, в соответствии с которым отфильтровал выдачу (например, по цене или по цвету), то платформам запрещается ее искажать (например, показывать более дорогие товары "выше" более дешевых из-за того, что их продвижение было оплачено).

Вводится обязанность платформы предоставить покупателю техническую возможность предъявить требование продавцу на возврат товара ненадлежащего качества и уплаченных за него денежных средств. При этом покупатель вправе вернуть товар через ПВЗ, если он был там получен.

Появляются критерии гражданско-правовых отношений между платформой, заказчиком услуг и исполнителем (отсутствие графика работы, право исполнителя не принимать заказ, выполнение заказа не предусматривает привлечение третьих лиц и пр.). При этом платформы вправе софинансировать социальные и пенсионные продукты.

Существенные изменения касаются взаимодействия платформ и продавцов. Однако если раньше обсуждался полный запрет на установление платформами скидок без явно выраженного согласия на это продавца, даже в том случае, если платформа делала это за свой счет, то теперь требования смягчены.

В частности, исключена норма, которая регулирует предоставление скидок за счет платформ, в том числе обязанность получать активное согласие на скидки. Исключен и запрет на "молчаливое согласие" на снижение цены. При этом срок уведомления партнера о применении скидки на товар за его счет сокращен с 14 календарных до 5 рабочих дней. Применение скидок за счет продавца возможно только с уведомлением и по согласию продавца.

Если же продавец отказывается от участия в акциях за его счет, платформа не имеет право понижать его в поисковой выдаче, ограничивать доступ к личному кабинету, снижать рейтинг продавца или его товаров и применять другие действия, которые могут ограничить возможности продавца и нарушить его интересы.

В предыдущих версиях законопроекта были существенно ограничены возможности платформ изменять условия договоров с партнерами. В первую очередь частота таких изменений. На этом настаивали участники рынка, так как отмечали, что представители малого бизнеса не имеют возможности оперативно на них реагировать.

В финальной версии предусмотрена обязанность платформ за 45 дней оповещать партнеров о предстоящих изменениях существенных условий договоров, которые приводят к ухудшению положения партнеров. Например, если будет увеличен размер вознаграждения платформы, снижено вознаграждение владельца ПВЗ, изменены условий приемки, хранения, возврата товаров продавцов и др. Скорректирован и срок вступления в силу закона - новое регулирование начнет действовать 1 марта 2027 года.

Внесенные изменения направлены на исключение ряда требований, включая в том числе избыточные решения, препятствующие гибкому реагированию платформ на изменения рыночной среды, - говорит директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития Владимир Волошин.

"Корректировки отражают ключевую позицию Минэкономразвития: регулирование должно способствовать сбалансированному развитию платформенной экономики, а не тормозить его или ограничивать. Обращаем внимание, что это один из самых динамично растущих секторов экономики, который занимает более 15% в общем объеме розничной торговли. При этом сохранены ключевые нормы, направленные на защиту прав потребителей, интересов продавцов, прежде всего МСП, и исполнителей услуг, оказывающих услуги с использованием платформ. Это позволит обеспечить баланс между поступательным развитием платформенной экономики и соблюдением интересов всех ее участников", - сообщил Волошин.

Ассоциация цифровых платформ, объединяющая крупнейших игроков на этом рынке, поддерживает законопроект "О платформенной экономике" и считает его важным шагом для развития платформенной экономики.

"Цифровые платформы стали основным драйвером. Они обеспечивают гибкий формат занятости для миллионов людей и новые возможности для бизнеса. Однако отсутствие четкого регулирования создавало правовые риски как для платформ, так и для исполнителей.

Законопроект в текущем виде поможет устранить неопределенность, заложив правовые основы для устойчивого роста платформенной экономики. Документ впервые вводит в правовое поле понятие платформенной занятости, закрепляет гражданско-правовой характер отношений между исполнителями и платформами, а также фиксирует основные критерии и зону ответственности для всех участников рынка.

Скорейшее принятие законопроекта обеспечит прозрачные и понятные правила и поможет усилить доверие между всеми участниками платформенной экономики, способствуя её стабильному и эффективному росту", - заявили в АЦП "Российской газете".

В то же время представители традиционного ретейла, настаивавшие на существенном ограничении платформ, в том числе за счет ограничений применения скидок, разочарованы финальной версией законопроекта.

"Из законопроекта в этой редакции исключили многие нормы, которые были согласованы с бизнесом и общественностью ранее. Это существенно выхолащивает документ и его эффективность резко снижается, а значит ключевые проблемы в экономике он не сможет решить, и они будут только усиливаться. Кроме того перенос даты вступления также усугубляет неэффективность мер для решения тех проблем, из-за которых в принципе было решено вводить новое регулирование",- говорит представитель РАТЭК Антон Гуськов