Вам перевели чужие деньги? Не спешите радоваться! Новые схемы мошенников могут лишить россиян всех сбережений

Раньше преступники чаще всего стремились похитить средства непосредственно с банковских счетов граждан, однако нынешняя обстановка демонстрирует новый опасный тренд — мошенники начали самостоятельно направлять денежные переводы на карточки случайных пользователей.

Вам перевели чужие деньги? Не спешите радоваться! Новые схемы мошенников могут лишить россиян всех сбережений
© runews24.ru

 Подобная внезапная прибавка на счету выглядит поначалу приятной неожиданностью, но зачастую за этим кроются хитроумные махинации, направленные исключительно на введение в заблуждение и нанесение значительного материального урона.

 

Да, средства могли прийти случайно, допустим, кто-то указал неверный номер телефона или банковские реквизиты при переводе через систему быстрых платежей. Тогда настоящий владелец обязательно обратится с просьбой вернуть ошибочно переведенную сумму обратно через банковскую службу поддержки. Однако нередко подобные ситуации становятся частью хитроумной преступной схемы.

Возможные схемы мошенничества

Наиболее распространённый приём выглядит следующим образом: человеку приходит СМС-сообщение о поступлении перевода, после чего раздается звонок якобы от отправителя. Он жалуется на ошибку и настоятельно требует срочно вернуть средства, называя совершенно другие реквизиты, отличные от тех, откуда поступили деньги.

Причины могут звучать самые разные: экстренная операция кому-то из близких, проблемы с картой, технические трудности с возвратом на прежний счёт. Чтобы убедить жертву быстрее сделать перевод, злоумышленники могут предложить оставить себе часть суммы в качестве компенсации за беспокойство.

Проблема заключается в следующем: зачастую первоначальный перевод совершён путём кражи денег у другого человека. Когда жертва возвращает средства на указанные ей реквизиты, она становится звеном в цепи незаконного оборота финансов: счёт оказывается вовлечённым в схему отмывания денег, что ведёт к серьёзным правовым последствиям, включая обвинения в участии в нелегальной финансовой деятельности.

«Пусть тот, кто отправил перевод мимо кассы сам и исправляет свои ошибки. Главное – не тратить эти деньги. Во всяком случае, до поры до времени. Жульё в суды обращаться не будет. А если по решению суда банк вернёт деньги – то вся эта возня будет головной болью того, кто перевёл. Ты лишь несколько уведомлений получишь», - делится своим мнением на одном из форумов подписчик по имени Алексей (здесь и далее орфография и пунктуация комментаторов оставлены без изменений – прим. ред.).

«Развод» доверчивых граждан на деньги может идти по несколько другому сценарию. Человеку реально поступает денежный перевод на небольшую сумму - рублей на 200-300. Затем почти мгновенно звонят мошенники, представляясь сотрудниками банка или микрофинансовой организации, утверждая, что на имя пострадавшего одобрен значительный кредит. Эта небольшая сумма объявляется частью выданного займа или проверочным переводом.

Жертву подключают к «службе аннуляции», сотрудник которой запрашивает личные данные, пароли или коды подтверждения из сообщений, обещая отменить несуществующий кредит. На самом же деле, используя полученные таким образом конфиденциальные данные, мошенники могут оформить реальный микрокредит на имя жертвы или получить доступ к счету через мобильное приложение с целью похитить оттуда все имеющиеся средства.

Аналогичный трюк может быть разыгран с участием и других «актеров», например, сотрудника полиции. В этом случае звонивший предлагает перечислить деньги на спецсчет, якобы для того, чтобы избежать подозрения на поддержку нелегальной активности.

«Месяц назад мне поступил платёж в размере 1300 рублей на мой мобильный. Я связался с оператором мобильной связи, и он подтвердил, что деньги поступили. Мне сказали ждать, пока оппонент сам не обратится к ним и подтвердит оплату, и тогда они снимут эту сумму с моего баланса. Оператор также посоветовал мне ни с кем не разговаривать и ничего не возвращать самостоятельно», - продолжает тему Михаил Л.

Памятка безопасности

При получении денег от незнакомого отправителя важно обратить внимание на следующие признаки, которые могут свидетельствовать о попытке мошенничества:

• Различия в реквизитах: получатель просит вернуть средства не туда, откуда они были переведены изначально, а на другой счёт либо карту другого человека.

• Спешка и манипуляции: аферисты часто пытаются ускорить процесс возврата денег, угрожают судебными исками, привлекают эмоции («ребёнку срочно нужны лекарства») или оказывают психологическое давление.

• Запросы конфиденциальных сведений: просят назвать секретные данные вашей банковской карты — CVV/CVC-коды, PIN-коды, одноразовые пароли из сообщений или приложения банка, предлагают устанавливать постороннее ПО или переходить по сомнительным ссылкам.

• «Добровольные бонусы»: предлагают оставить небольшую часть пришедших денег в качестве вознаграждения или компенсации.

• Странность комментариев к платежу: поступивший платёж сопровождается странными, абсурдными или даже откровенными провокациями в описании назначения платежа.

• Фиктивное одобрение кредита: вам сообщают о внезапно одобренном кредите, хотя ранее вы ничего подобного не просили, особенно после незначительного поступления средств на ваш счёт.

Осторожность и бдительность

«Осторожный редко ошибается», - это мудрое изречение Конфуция будет не лишним вспоминать каждый раз, когда у вас возникают сомнения относительно верности действий и решений. А в случаях общения с незнакомцем, который вдруг решил стать благодетелем, иметь «трезвую» голову и ум втройне полезнее. Поэтому самое важное - избегать любых решений под влиянием давления со стороны звонившего. Чтобы не попасться на «крючок»:

- Войдите в официальную версию мобильного банковского приложения или онлайн-кабинета вашего банка и убедитесь, что деньги реально зачислены на вашу карту. Проверьте операции в истории платежей.

- Не расходуйте полученные средства. Деньги принадлежат другому человеку, и их трата приведёт к юридическим последствиям.

- Никогда не возвращайте чужие деньги сами! Обратитесь на горячую линию своего банка (номер указан на официальном сайте финансового учреждения или на обороте вашей карты), расскажите сотруднику о случившемся и чётко следуйте его рекомендациям. Обычно потребуется оформить письменное обращение о возврате ошибочного платежа непосредственно через банки. 

«ВСЮ переписку с возможными мошенниками лучше заскриншотить, а телефонные разговоры - записывать. Удалить (потом) поздно никогда не будет», - советует Влад В.

- Храните личную информацию в тайне. Никогда никому не передавайте свои персональные данные: PIN-коды карт, разовые пароли, коды подтверждения из SMS-сообщений, паспортные данные и прочие важные сведения.

- Убедитесь в отсутствии фиктивного займа. Если существует вероятность оформления кредита злоумышленником, проверьте свою кредитную историю через специализированные ресурсы (Банк России, портал Госуслуг).

- Обратитесь в полицию, если ситуация выглядит опасной. Документальное подтверждение обращения пригодится впоследствии при разбирательствах с банками или микрофинансовыми организациями.

«Помните - бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Сейчас такое время, когда необходима ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ! Доверяй, но проверяй», - советует Ирина П.

Скажите, а как бы поступили вы в случае «случайного» пополнения банковской карты?