Нулевые кредиты и долговая ловушка: как образовательная политика отразится на россиянах?

Подробнее эту тему RuNews24.ru обсудил с Яковом Якубовичем, экспертом Института фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук НИЯУ МИФИ.

Нулевые кредиты и долговая ловушка: как образовательная политика отразится на россиянах?
© runews24.ru

Ажиотаж на образовательные места: статистика и факторы

Статистические данные подтверждают, что интерес к высшему образованию продолжает расти:

- Спрос на бюджетные места увеличился на 44%.

- На контрактные места — на 100% в 2025 году по сравнению с 2024

- Средний рост цен на платное обучение колебался от 11% до 15.7%, а в ведущих вузах достигал 20-40% по отдельным направлениям.

Новые инициативы Минобрнауки по регулированию цен и сокращению мест по востребованным специальностям, таким как право и экономика, лишь усиливают спекулятивные ожидания.

«Ограничение коммерческих мест, призванное повысить качество образования, на практике провоцирует ажиотаж из-за страха недоступности».

Нулевые кредиты: возможность или иллюзия?

Программа нулевых кредитов, инициированная главой ЛДПР, имеет двойственную природу. С одной стороны, она преследует цель обеспечить доступ к образованию для семей с ограниченными финансовыми возможностями. С другой, есть политический аспект: сдерживание протестных настроений в обществе, вызванных ростом стоимости образования.

Однако упрощение условий кредита может оказаться иллюзией:

- С 2026 года кредиты будут выдаваться только на «приоритетные» направления, как инженерные, педагогические и медицинские, что значительно ограничивает выбор.

- Условия погашения могут оказаться кабальными: обязательная отработка в госсекторе или штрафы за досрочное погашение внезапно превращают программу в обременительное финансовое бремя.

Долгосрочная кредитная нагрузка может снижать мобильность выпускников и их готовность заниматься социально значимыми, но низкооплачиваемыми профессиями (такими как учителя и медики).

«На первый взгляд, от нулевых кредитов выигрывает только государство, передвигающее расходы на бесплатное образование на будущее. В итоге, бюджетные расходы на субсидирование этих кредитов могут достигнуть миллиардов рублей в год. С точки зрения банкиров, такая схема также выглядит привлекательно, поскольку кредитный риск фактически отсутствует», — поделился мнением эксперт.

Однако, налогоплательщики в конечном итоге теряют. Эти средства могли бы быть направлены на более целевые программы, такие как модернизация вузов или их финансирование.

Как же можно повысить доступность высшего образования, если обнуление кредитов не решает главных проблем? Есть несколько возможных решений:

1. Гибкие ценовые коридоры. Введение прогрессивной шкалы стоимости обучения в зависимости от доходов семьи.

2. Целевые наборы и корпоративные стипендии. Создание фондов компаний, оплачивающих обучение в обмен на отработку.

3. Увеличение региональных квот. Расширение бюджетных мест в вузах вне Москвы и Санкт-Петербурга, где стоимость обучения ниже.

4. Развитие системы СПО. Синхронизация программ колледжей и вузов с возможностью зачета дисциплин для сокращения сроков и стоимости высшего образования.

Нулевые кредиты кажутся паллиативом, т.к. не устраняют ключевых проблем: отсутствие контроля за ценами на платное образование, сокращение мест по важным специальностям и ограничение в выборе направлений для обучения. Вместо того чтобы просто вводить нулевые кредиты, стоит применить более комплексный подход, включающий инвестиции в целевые бюджетные места с отработкой и развитие систем грантов для студентов из регионов. Это поможет не только снизить ажиотаж, но и обеспечить долгосрочную доступность образования для всех категорий граждан.