Зумеры стали пить меньше сладкой газировки – эксперт Абелев
Поколение Z больше других заботится о составе продуктов, избегают сахара, консервантов, искусственных красителей, из-за чего наблюдается снижение спроса на сладкие газировки в России. Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщил кандидат экономических наук, декан факультета международных финансов Всероссийской академии внешней торговли, лектор российского общества «Знание» Олег Абелев.
«Спрос на сладкие газировки среди поколения Z скорее не растет, а снижается. Аудитория активно переходит на более здоровые альтернативы. Тренд на здоровье понятен: они больше других поколений заботятся о составе продуктов, избегают сахара, консервантов, искусственных красителей, а сладкая газировка для них – символ нездорового питания. Спрос на сладкую газировку не вырос – он демонстрирует снижение», – сказал Абелев.
Эксперт также добавил, что предпочтения зумеров среди сладких газировок сосредоточены на крафтовых и премиальных брендах.
«Во-первых, это крафт-газировки и премиальные линейки, а также газировки с натуральными соками в составе и интересными вкусами, крафтовым имиджем. Энергетические напитки – главный безалкогольный тренд. Помимо газировок, популярностью пользуются холодный кофе, смузи и вода с функциональными добавками – витаминами и электролитами», – уточнил Абелев.
Кроме того, он отметил, что цены на сладкую газировку выросли из-за инфляции и акцизов – за 2024 год стоимость увеличилась на 20–25%.
«С введением акциза на газированные напитки с сахаром с 1 января прошлого года, уже полтора года этот механизм работает. Если говорить о росте цен за последние три года, то совокупный рост цен на газировки 50–60%», – пояснил Абелев.
По оценке эксперта, акциз добавил к стоимости стандартной банки 0,33 литра около 7–8 руб. Частично эти расходы поглотили производители, частично переложили на потребителя. Если в 2021 году банка объемом 0,33 литра стоила около 65 руб., то в 2023 – 90 руб., а в 2024 – 105–110 руб.
«Объем рынка газировок в России в натуральном выражении остается стабильным, а весь рост происходит в денежном выражении за счет повышения цен из-за инфляции и акцизов. Причина кажущегося роста – активный маркетинг и вывод новых брендов. Но это не рост потребления классических сладких газировок, а перераспределение внимания внутри категории», – заключил Абелев.