Россияне откладывают гаджеты: глава DNS сообщил о рекордном падении спроса на электронику

Российский рынок электроники переживает крупнейший за последние три десятилетия спад. Об этом заявил совладелец и гендиректор сети DNS Дмитрий Алексеев на Восточном экономическом форуме, пишет РКБ.

Россияне откладывают гаджеты: глава DNS сообщил о рекордном падении спроса на электронику
© Sostav.ru

По его словам, впервые за 30 лет бизнес фиксирует не просто сокращение продаж в долларах или штуках, но и падение в рублевом выражении. «Люди стали рациональнее: они не бегут за новым смартфоном, а ждут скидок или размещают деньги на депозитах», — подчеркнул предприниматель. При этом падение происходит на всех фронтах: спрос просел по ключевым категориям — от ноутбуков до телевизоров.

Алексеев назвал маркетплейсы «дизрапторами», которые радикально изменили рынок. По его оценке, они уже контролируют около 15 % розничных продаж электроники. Однако примерно такая же доля оборота приходится на трансграничные схемы без уплаты НДС.

Это создает двойной эффект: с одной стороны, покупатель получает более низкие цены, с другой — бюджет теряет доходы, а крупные игроки рискуют оказаться в неравных условиях. В перспективе это может привести к повышению НДС с 20 % до 25 %, что станет ударом для всей отрасли.

Рынок электроники был одним из самых устойчивых к кризисам сегментов ритейла. Его рублевое падение сигнализирует о глубокой трансформации потребительского поведения, покупатели перестали «гнаться за статусом» и стали считать выгоду. Для брендов же это означает необходимость переосмысления маркетинговых стратегий: ставка на лояльность, сервис, экосистемы и долгосрочную ценность продукта становится критически важной.

Ранее сообщалось, что импорт электроники в Россию сократился впервые за два года. В 2024 году поставки электроники в Россию по некоторым категориям сократились до 3% в годовом выражении. Раньше уменьшение импорта наблюдалось в 2014 и 2022 годах. Если тогда влияние оказали санкции со стороны Евросоюза и США, то в прошлом году причинами стали высокая ключевая ставка Центробанка и сложности с проведением платежей в Китай.