Мошенники начали убеждать россиян снять самозапрет на выдачу кредитов
С сентября установить самозапрет на оформление кредитов можно не только через портал Госуслуг, но и лично - через МФЦ. Услугу в таком формате получили уже 190 тысяч россиян. Всего же за прошлый месяц выдачу кредитов себе "заблокировали" около миллиона человек, а с марта, когда услуга появилась, общее число защитившихся достигло 14 миллионов. И даже это не останавливает мошенников: они специально пробуют снять "самоблокировку" за счет методов социальной инженерии.
Расширение возможности по установлению самозапрета увеличивает защищенность людей от потенциальных атак мошенников: теперь эта услуга стала доступна всем людям, а не только пользователям интернета, имеющим аккаунт на портале Госуслуг.
"Интересно, что в сентябре в разных регионах доля граждан, которые устанавливают самозапрет через МФЦ и через Госуслуги, сильно различается. Где-то это связано с большим проникновением интернета, а где-то - с развитостью сети многофункциональных центров. Например, в Приморском крае более 40% граждан, установивших самозапрет в сентябре, сделали это через МФЦ, а в Московской области таких оказалось всего 5,5%", - рассказал "РГ" директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
В случае МФЦ особое значение имеет также простота идентификации личности заемщика, так как еще не все обладают необходимыми навыками, чтобы получить усиленную квалифицированную электронную подпись для снятия самозапрета онлайн. За семь месяцев его отменили суммарно почти 700 тыс. человек. Например, в сентябре самозапрет сняли 162 тыс. раз. И 57 тыс. из них - через МФЦ.
"Чаще люди обращаются в МФЦ за снятием ранее установленного самозапрета, нежели за возможностью ограничить себя от неконтролируемого кредитования. За месяц около 20% самозапретов были установлены через МФЦ, а вот снимал самозапрет через МФЦ каждый третий", - говорит Диана Степанова, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Как отмечают в Банке России, самозапрет начнет действовать не сразу после подписания заявления, а на следующий день после включения сведений в кредитную историю. Снятие самозапрета - на второй календарный день. Эта услуга бесплатная.
14 миллионов человек установили самозапрет на выдачу кредитов
При обращении в МФЦ потребуется взять паспорт, знать идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), заполнить шаблонное заявление, выбрав одно или несколько из предложенных в нем условий: например, полный запрет на выдачу кредитов и займов как офлайн, который чаще всего выбирают люди, или ограничение только определенного формата (онлайн/офлайн, кредит/микрозаем). Есть и ряд исключений. Самозапрет нельзя установить на ипотеку, автокредиты и образовательные кредиты.
Хотя 14 миллионов установивших самозапрет и является значительным количеством, оно существенно ниже общего числа активных пользователей кредитных продуктов, говорит Степанова. Многие не знают о существовании такого инструмента. Некоторые остаются в зоне предубеждений и считают, что наличие самозапрета негативно влияет на кредитную историю. Это не так", - говорит Степанова.
Советы
Какие схемы используют жулики
После появления самозапретов правоохранительные органы не раз указывали на то, что мошенники пытаются его обойти - например, убеждая и даже заставляя заемщиков его снять. Звонят от имени налоговой службы, банков и говорят об ошибке в кредитной истории, необходимости оформить льготу и получить выплату.
"Люди не знают всех нюансов механизма защиты и порядка отмены ограничений, - говорит Никита Новиков, эксперт по кибербезопасности Angara Security. - Этим пользуются мошенники. Для них важен не столько факт снятия запрета, сколько получение доступа к персональным данным человека. После реального снятия запрета с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или после посещения МФЦ жертвой аферисты могут оформить кредит или заем на имя пострадавшего или использовать его данные для создания подставных счетов".
В НБКИ советуют сразу прерывать разговор и сообщать о нем в правоохранительные органы, а также проверять свою кредитную историю, чтобы быть уверенным, что мошенники не оформили кредит по украденным персональным данным.

Если мошенники попробуют "сломать систему" и оформить кредит при действующем самозапрете, то здесь ситуация контролируется. По словам Волкова, финансовые организации быстро учатся этому противодействовать и не игнорируют обязанность запросить кредитную историю клиента, чтобы проверить наличие самозапрета.
Также применяются более тонкие подходы: мошенники отправляют ссылку на фишинговый сайт, визуально копирующий Госуслуги, где человек самостоятельно вводит данные и якобы подтверждает снятие запрета.
"Цель злоумышленников - люди, уже оформившие ограничения на выдачу кредитов, то есть те, кто боится мошенников и старается себя защитить всеми возможными способами. Поэтому схемы злоумышленников работают: жертва считает, что помогает себе и защищает свои интересы, снимая запрет или передавая код", - говорит Новиков.
Если прежде мошенники грубо звонили с угрозами или сообщениями о долгах, то сегодня они используют официальную лексику, копируют интерфейсы Госуслуг и ФНС, подделывают домены и вставляют QR-коды для перехода на мошеннические ресурсы. Мошенники все чаще стали действовать прицельно, собирая информацию о конкретном человеке длительное время перед тем, как начать разыгрывать мошенническую схему с участием нескольких мошенников в атаке на одну жертву, подтверждает Степанова.
Ни ФНС, ни банки, ни портал "Госуслуги" никогда не просят пользователей снимать самозапрет на кредиты, напоминают эксперты. Любые подобные звонки нужно сразу прекращать, а при получении электронного письма - не переходить по ссылкам. "Cнятие запрета всегда инициирует только сам человек", - уточнила Степанова.