"РГ" выяснила, что делать, если банк меняет условия по уже выданному кредиту

Клиенты ряда российских банков стали жаловаться на изменение условий по уже выданным кредитам. Массовыми обращениями это назвать сложно: речь скорее идет о единичных отзывах пользователей на финансовых маркетплейсах. Если оценивать их опыт, вырасти может не только срок кредита, но и ежемесячный платеж, а также процентная ставка. В чем причины такой политики кредитных организаций и законна ли она, рассказали опрошенные "Российской газетой" эксперты.

"РГ" выяснила, что делать, если банк меняет условия по уже выданному кредиту
© Российская Газета

Может ли банк изменить условия по кредиту в одностороннем порядке? Да, и это законно, но только в том случае, если клиент нарушил параметры договора, объяснила "РГ" Инна Солдатенкова, руководитель направления экспертной аналитики финансового маркетплейса "Банки.ру". Например, это может быть просрочка платежа, несоблюдение условий сохранения изначальной ставки, то есть отсутствие пролонгации пакета услуг, страхования или денег на счете за несколько дней до даты ежемесячного платежа, если такая опция была выбрана.

Условия могут запросто измениться после отключения дополнительных платных опций, за которые в свое время сотрудники банка обещали льготу. Клиент об изменении статуса и о том, что новым параметрам он не соответствует, может даже не знать. Встречаются и случаи, когда условия по кредиту пересматривались из-за ошибки сотрудника, говорится в отзывах.

"Закон "О потребительском кредите (займе)" разрешает банку пересмотреть ставку, но только в двух случаях: если это прямо указано в договоре и если заемщик нарушил его условия. Как правило, в таких случаях может быть пересмотрена ставка по кредиту, то есть повышена до стандартной, или может измениться размер ежемесячного платежа. То есть подобная практика законна, но она должна быть прописана в договоре с заемщиком и применяться исключительно при наступлении указанных в нем обстоятельств", - объяснил "РГ" Алексей Луценко, директор по развитию бизнеса банка "Синара".

При возникновении такой ситуации клиентам прежде всего следует перечитать договор. Если причин для изменения условий там нет, то следует связаться с банком и уточнить их.

"Возможно, это ошибка со стороны кредитной организации. Если же причин нет, но банк все равно отказывается вернуть старый график, можно обратиться, например, в интернет-приемную ЦБ и к финансовому омбудсмену", - советует Солдатенкова.

Иногда банки сами идут навстречу клиентам, чтобы сохранить лояльность. Если изменение условий произошло по вине заемщика, можно попробовать оставить запрос через каналы клиентского сервиса банка или также написать отзыв.

Вся процедура предоставления кредитов и любые возможные изменения их условий должны быть строго регламентированы и прозрачны для заемщиков, говорит Луценко. Еще до подписания договора специалисты должны подробно объяснять заемщикам все ключевые параметры кредита, а также условия, при которых они могут быть пересмотрены - например, отказ от услуги, которая давала льготную ставку, или нарушение графика платежей.

"Если вы не уверены в том, что отказ от дополнительных услуг или иные действия не будут иметь последствий, то лучше заранее уточнить в банке", - добавила Солдатенкова.