Телеком-эксперт Денис Кусков - о конфликте вокруг маркировки звонков
Глава ИАА Telecom Daily Денис Кусков - о конфликте между крупнейшими банками и операторами связи из-за маркировки звонков.
Вопрос маркировки массовых звонков в последние дни стал одной из центральных тем в СМИ. Хотя само требование маркировки таких вызовов продиктовано законом, который вступил в силу в сентябре 2025 года.
Сначала ряд организаций выразили беспокойство из-за нового механизма, но регулятор и операторы объяснили: закон направлен на защиту граждан от спама и мошенников, и он поможет легальному бизнесу в коммуникации с клиентом. Абонент более охотно ответит на вызов, понимая, кто ему звонит.
Этот тезис подтверждается цифрами: уже в ноябре, через несколько месяцев после вступления закона в силу, число спам-звонков в России, по данным экспертов, сократилось на 25–30%. Маркировка к тому же стала одним из способов защитить россиян и от мошенников: по оценкам банков и операторов связи, в 2025 году число звонков злоумышленников россиянам снизилось в среднем на 25-27%. Новый механизм уже в первые месяцы работы показал положительный эффект.
Но почти через полгода после вступления в силу требования маркировать звонки оказалось, что далеко не все компании успели оформить отношения с операторами. Кто-то решил сэкономить. И тогда операторы стали обозначать вызовы от таких организаций как «немаркированные».
Чтобы обеспечить маркировку, операторам потребовалось вложиться в IT-инфраструктуру, переоборудование и привлечение дополнительного персонала для поддержания этой функции. Ведь ежедневно маркируются миллионы звонков. Поэтому оператор, взимая плату за маркировку, лишь компенсирует свои затраты. Тем более компании чаще всего звонят абонентам чтобы предложить товары или услуги, то есть зарабатывают на этом звонке.
Согласно постановлению Правительства, которое регулирует процедуру идентификации звонков, между оператором связи и компанией, которая занимается обзвоном граждан, должен быть заключен договор. А договор между юрлицами не может быть безвозмездным. В гражданских отношениях действует презумпция возмездности договора (ст. 423 ГК РФ): договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное. Проще говоря, и по логике, и по букве закона услуга по маркировке звонков не может быть бесплатной.
Но, судя по публикациям в СМИ, далеко не все, в том числе и крупные финансовые организации, заключили договоры о маркировке. Они не спешат платить, но продолжают звонить.
Такая ситуация не просто нарушает логику и требования закона, но и ставит операторов связи под удар. В отсутствие договора и подтвержденной достоверности инициатора звонка ответственность за маркировку ложится на оператора. А на каком основании оператор определит инициатора и является ли он благонадежным? Как будет потом подтверждать свою правоту перед абонентом и регулятором?
Поэтому обозначая звонки, не подтвержденных договором, надписью «звонок без маркировки», операторы действуют в своем праве. Так они не только исполняют закон, но и защищают себя от возможных необоснованных претензий регулятора.