Курсы валют
USD 57,4247 −0,0981
EUR 61,8636 −0,2323
USD 56, 8800 −0,1050
EUR 61,5 650 0,0175
USD 57, 0236 −0,1028
EUR 61, 6243 −0,1008
USD 57,1500 57,2400
EUR 61,5700 61,9700
покупка продажа
57,1500 57,2400
61,6000 61,9800
27.03 — 03.04
57,8500
62,7900
BRENT 50,80 −0,33
Золото 1243,13 0,00
ММВБ 2039,77 −0,09
Главная Новости Аналитика С полезных ископаемых налогов больше не добыть
С полезных ископаемых налогов больше не добыть

С полезных ископаемых налогов больше не добыть

Источник: Ъ-Газета |

Правительство РФ не решилось на предложенное Минфином увеличение НДПИ для нефтяной отрасли. Необходимое для балансировки бюджета-2016 изъятие 1 трлн руб. теперь может быть "размазано" по нескольким отраслям. Кроме нефтянки, дополнительные деньги с которой теперь планируется изъять с помощью корректировки экспортной пошлины, кандидатами на "раскулачивание" называются газовые и металлургические компании, а также делящийся с государством прибылью Центробанк. Определиться с тем, можно ли взять с находящейся в рецессии экономики еще немного налогов, власти намерены до предстоящего в октябре принятия болезненных решений по социальным расходам казны.

 

Об итогах прошедшего вчера совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева сообщила его пресс-секретарь Наталья Тимакова. Нефтяной НДПИ решено не трогать, рассмотрев взамен "варианты более медленного уменьшения экспортной пошлины на нефть, а также корректировки ряда других источников". Глава Минэкономики Алексей Улюкаев пояснил, что теперь власти намерены пообсуждать возможность утяжеления фискальной нагрузки уже на газовую отрасль и что под "другими источниками" прежде всего следует понимать прибыль Центробанка.

 

Нефтяным компаниям, сумевшим отбиться от предложенного Минфином изъятия 600 млрд руб. через учет в формуле НДПИ "незаработанной" девальвационной прибыли, судя по словам министра, расслабляться тоже не следует. Напомним, в рамках налогового маневра в 2016 году их ждет новое, уже "плановое" увеличение НДПИ с одновременным снижением ставки пошлины на вывоз нефти с нынешних 42% до 36%. Это снижение чиновники и предлагают притормозить или даже полностью отменить. По словам Алексея Улюкаева, ссылающегося на расчеты компаний, каждый из шести процентных пунктов сокращения пошлины стоит бюджету 37 млрд руб. (всего — 222 млрд руб.— "Ъ") — и сейчас спор идет о том, в какой мере можно заморозить это уже зафиксированное законом сокращение.

Но в целом в этом направлении прежде всего идет обсуждение,— уточнил господин Улюкаев.

Минфин на изменение траектории дискуссии откликнулся заявлением помощника министра финансов Светланы Никитиной, сказавшей, что "повышение нагрузки на нефтегазовую отрасль неизбежно" — обсуждается лишь способ, который вызовет наименьшие последствия для компаний. "Минфин делает необходимые расчеты",— отметила она. По словам собеседника "Ъ" в отрасли, Министерство финансов снизило свои запросы по допдоходам от нефтегазовой отрасли с 600 млрд до 300 млрд руб. Теперь 200 млрд руб. предполагается получить от нефтяных компаний (за счет замораживания экспортной пошлины), а 100 млрд руб.— от газовиков (через увеличение пошлины на экспорт или рост НДПИ на газ и газовый конденсат).

 

По расчетам Алексея Кокина из "Уралсиб Кэпитал", если 100 млрд руб. будут изъяты за счет экспортной пошлины на газ, ее ставку придется повысить с 30% от таможенной стоимости газа до 35%, что будет эквивалентно потере около 6% EBITDA "Газпрома". Если будет выбран вариант с НДПИ, то налог вырастет в среднем на 162 руб. на тысячу кубометров, или почти на треть. В таком случае потери "Газпрома" будут меньше, но пострадают НОВАТЭК, "Роснефть" и ЛУКОЙЛ. В то же время два собеседника "Ъ", знакомых с ситуацией, говорят, что предложение о росте экспортной пошлины на газ на вчерашнем совещании не обсуждалось и "оно непроходное". В целом собеседники "Ъ" на рынке сомневаются, что предложение Минфина по росту нагрузки на газовую отрасль пройдет полностью — хотя на первый взгляд потери "Газпрома" по отношению к его выручке невелики, они существенны на фоне необходимости финансирования крупных строек — "Силы Сибири" и Nord Stream 2. В "Роснефти" заявили "Ъ", что диалог с правительством относительно налогов будет продолжен, в других нефтекомпаниях, "Газпроме" и НОВАТЭКе от комментариев отказались.

 

Два собеседника "Ъ" в правительстве утверждают, что Минэнерго и нефтяные компании не согласны даже с сокращенным запросом Минфина как по нефти, так и по газу. "У нас упадут добыча, инвестиции и дивиденды. Причем это решение только на один год, а что будет дальше — новый рост налоговой нагрузки?" — отмечает один из них. По словам другого источника "Ъ", знакомого с ходом обсуждения, на совещании у премьера было предложено посмотреть на возможность изъятия доходов у других экспортно ориентированных секторов экономики, кроме нефтегазового сектора. По мнению аналитиков "Газпромбанка", наиболее вероятными жертвами такого подхода могут стать металлурги и производители удобрений. Алексей Улюкаев вчера подтвердил эти предположения, не исключив дополнительных налоговых изъятий и в металлургической отрасли. Так он прокомментировал сообщение "Интерфакса" о том, что Минфин предлагает изменить порядок взимания НДПИ с многокомпонентных руд с содержанием драгоценных металлов, что может обойтись ГМК "Норильский никель" в 12 млрд руб.

 

Помимо экспортеров кампания по сбору допдохов может затронуть и Центробанк. "С моей точки зрения, еще это может коснуться и прибыли ЦБ. У нас есть предложения по этому поводу",— сказал вчера Алексей Улюкаев. Сейчас ЦБ направляет в бюджет 75% чистой прибыли, в прошлом году еще 15% (27,5 млрд руб.) регулятор перечислил в виде имущественного взноса в ВЭБ. По всей видимости, именно на эту — пока не расписанную часть прибыли регулятора сейчас и рассчитывают чиновники.

 

Понять, можно ли взять с находящейся в рецессии экономики еще немного налогов, власти хотят до принятия крайне болезненных решений по расходам казны. Напомним, бюджет-2016 должен быть внесен в Госдуму 25 октября, и в ближайшие недели Владимиру Путину предстоит выбрать, как индексировать пенсии, определиться с замораживанием накопительной части пенсионных выплат и принять решение по теме повышения пенсионного возраста. Эти и другие развилки предстоит пройти в рамках уже объявленного президентом решения о сохранении дефицита бюджета-2016 на нынешнем уровне — не более 3% ВВП, стремительного исчерпания накоплений Резервного фонда и отмечаемой ведомствами невозможности полного выполнения майских указов и поручений президента.

 

Вадим Вислогузов, Юрий Барсуков

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика
Еще от Ъ-Газета