Лобби лоукостера: плата за сотовые телефоны в самолетах может не понравиться Госдуме
Платный провоз сотовых телефонов и ноутбуков в самолете – это попытка Минтранса дать пространство для экономического маневра авиакомпаниям. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал глава аналитической службы агентства АвиаПорт Олег Пантелеев. "Нужно четко понимать: принятый 20 июля Госдумой закон о нормах провоза багажа – это поправки в Воздушный кодекс РФ, Минтранс же сейчас предлагает нормативно-правовой акт, чтобы раскрыть положения поправок федеральных авиационных правил, так как многие из них отсылаются к различным документам. Госдума ввела безбагажные возвратные тарифы, у Минтранса же по сути лишь две новации. Во-первых, минимальную норму ручной клади предлагается установить на уровне 5 килограммов. Во-вторых, существенно сужается сегодняшний список изъятий – предметов, которые можно проносить на борт бесплатно. Фактически оставляется дамская сумочка, портфель или портплед, а также предметы медицинской необходимости – костыли, коляски или детское питание. Все остальное по желанию перевозчика может стать платным. И если минимальные нормы ручной клади вопрос обсуждаемый, то изъятия могут показаться нарушением прав пассажиров и быть воспринятыми весьма болезненно. Потому неизвестно, насколько бурной и длительной может стать дискуссия в Госдуме на эту тему. В конечном итоге допускаю, что изменится предлагаемый перечень изъятий или потребуется длительная информационная подготовка населения к нововведениям", - считает специалист. Сегодня стало известно, что Минтранс разработал законопроект, который может исключить из списка допущенных к провозу без дополнительной платы вещей, например, сотовые телефоны, фотоаппараты, верхнюю одежду, книги для чтения и зонты. Если Госдума быстро рассмотрит законопроект, новые правила могут вступить в силу уже в ноябре 2017 года. "Локомотивом" нововведений выступает лоукостер Сейчас на борт самолета можно пронести только предметы, оговоренные в федеральных авиационных правилах: дамскую сумочку (ее габариты законодательством не определены), трость, ноутбук, костюм в портпледе, букет цветов, зонт и тому подобное. Также бесплатно можно сдать не более 10 кг багажа. Провоз больше 10 кг оплачивается дополнительно. 20 июля Госдума приняла в третьем, окончательном чтении правительственный законопроект, направленный на исключение из тарифа на воздушную перевозку расходов, связанных с перевозкой багажа, при его отсутствии. Авторы закона сочли, что нововведения создадут условия для работы лоукостеров и формировать более широкую линейку тарифов за счет предложения различных условий по перевозке багажа. На инициативу Минтранса уже откликнулся в эфире "Радио-Спутник" генеральный директор Ассоциации "Аэропорт" Гражданской авиации Виктор Горбачев – он понадеялся, что разум "все-таки возобладает", а инициативу Минтранса назвал выстрелом "себе в ногу". "Не секрет, что локомотивом нововведений в авиационные правила является авиакомпания "Победа", единственный российский лоукостер. Но стоит учитывать, что когда эта компания была еще "Добролетом", она активно лоббировала введение возвратных тарифов. Именно на них "взлетел" "Добролет", впоследствии "Победа", а вскоре такие тарифы появились в линейках предложений всех крупных авиакомпаний РФ. То есть "пробивает" один, используют все. Подоплека происходящего проста. Когда в экономике страны все хорошо и граждане активно летают, авиакомпании и не думают требовать дополнительную плату за трость или сотовый телефон. Но когда уровень доходов населения низок, авиакомпании делают все, чтобы снизить стоимость "базовой" услуги – перелета пассажира. Все остальное формируется в дополнительном предложении авиакомпаний. Возможно, будут бурные дебаты и в списке изъятий все же останутся сотовые телефоны и сумки для ноутбуков. Это не принципиально, так как сама суть закона не изменится. Государство оставит за собой контроль безопасности перелетов и обеспечение основной услуги – быструю доставку человека из точки А в точку Б. Все остальное сделают законы рынка – покупатель выберет билеты той компании, предложение которой окажется самым выгодным", - заключает Олег Пантелеев.