Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Интернет-пользователи могут помочь «Мегафону» избежать штрафов ФАС

(ФАС) провела интернет-опрос о пользовании мессенджерами в роуминге, чтобы использовать эти данные в расследовании против . Опрос мнения потребителей в ходе проведения анализа товарного рынка начальник управления связи и информационных технологий службы называет стандартной процедурой. Мнение потребителей учитывается при определении продуктовых границ товарного рынка, говорит она.

Интернет-пользователи могут помочь «Мегафону» избежать штрафов ФАС
Фото: ВедомостиВедомости

Порядок проведения анализа товарного рынка не оговаривает форму опроса, уточняет представитель службы. На вопрос, каким образом служба препятствует возможной «накрутке» голосов, представитель ФАС заверил, что за этим следят IT-специалисты службы.

Видео дня

Приглашения принять участие в опросе служба публиковала на своих официальных страницах в соцсетях. «Напомним, что компания «Мегафон» подозревается в необоснованном повышении тарифов на услуги связи в международном роуминге. Решения по делу пока нет, поэтому ваше мнение действительно (!) играет важную роль в этом вопросе», - отмечалось в сообщении службы о проведении опроса. Страница с опросом была озаглавлена «Дело в отношении ПАО «Мегафон». Запрос завершен и ответы больше не принимаются, говорится на странице сейчас. Сколько респондентов приняло участие в вопросе, служба не раскрывает.

ФАС против роуминга

В январе ведомство заподозрило оператора в нарушении закона о защите конкуренции: службу не устраивают тарифы на международный роуминг, которые оператор установил с 12 декабря 2016 г. По подсчетам ФАС, тогда они выросли на 20–2200% в зависимости от направления. Представитель «Мегафона» тогда называла повышение цен вынужденной мерой из-за резкого роста себестоимости голосовых звонков и интернет-трафика в других странах. По ее словам, в 2016 г. «Мегафон» получил уведомления о повышении стоимости завершения вызова от большинства операторов стран Европы, что увеличило стоимость услуг в этих странах для «Мегафона» в среднем на 482%.

В полемике с ведомством «Мегафон» приводит еще один довод. Оператор доказывает, что уже не занимает доминирующего положения на рынке услуг в международных поездках. Объясняется это ростом использования абонентами альтернативных способов связи - мессенджеров, Wifi или услуг местных операторов. Следовательно, к «Мегафону» не могут применяться положения закона о защите кокуренции, считает представитель «Мегафона». Для проверки этого тезиса служба и проводила опрос.

Несмотря на негативную преамбулу и крайне неоднозначные вопросы в исследовании ФАС, некоторые выводы весьма примечательны, говорит руководитель практики по антимонопольному праву и закупкам «Мегафона» . Из опроса следует, что мессенджерами заграницей пользуется более 90% участников опроса, сообщает представитель Мегафона и подтверждает представитель ФАС. 93% респондентов используют их звонков и 95% - для передачи текстовых сообщений, следует из результатов опроса.

Абрамов делает вывод, что операторы в роуминге не доминируют, поскольку абоненты уже давно перешли и переходят на мессенджеры. Эти данные соответствуют данным опроса , которые провел сам оператор, и показывают, что традиционные услуги связи активно заменяют мессенджеры в роуминге.

Этот опрос подтвердил позицию службы, что мессенджеры и услуги оператора не взаимозаменяемы, и сыграет свою роль как дополнение к собранным доказательствам, возражает представитель ФАС. Из чего следует вывод о невзаимозаменяемости услуг, он не уточняет. Свою позицию ФАС обещает пояснить после заседания комиссии 31 июля.

Данные опроса в интернете нельзя считать доказательством в антимонопольном расследовании, так как опрос в интернете не является полноценным социологическим исследованием, осуществленным специализирующейся на этом организацией, считает юрист правового департамента HEADS Consulting . Опрос может быть основанием для инициирования проверки, и источником для обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства. При этом опрос, без соблюдения правил его проведения, не может отвечать признакам репрезентативности и служить официальным доказательством в материалах дела, резюмирует Худякова.

«Мегафону» помимо штрафа (0,3–1 млн руб., уточняет управляющий партнер «Надмитов, Иванов и партнеры» ) грозит предписание привести тарифы в «экономически обоснованное состояние», говорила Заева. Насколько тарифы «Мегафона» превышают его, ФАС не раскрывает.

Представители , и отказались от комментариев.