Свет в конце Транссиба

Долги за жилищно-коммунальные услуги на Дальнем Востоке растут год за годом. Так, в 2012 году потребители должны были энергетикам 16,8 млрд рублей. К лету 2017 года цифра выросла почти вдвое — до 31,4 млрд. Все это долги перед единственной компанией — «РусГидро», которая владеет дальневосточной генерацией, сетями, а также осуществляет сбыт потребителям. «РусГидро» и ее дочерним организациям также принадлежит практически вся тепловая инфраструктура региона, кроме мелких, обособленных котельных. Долг платежом страшен Из 31,4 млрд общей задолженности «РусГидро» на Дальнем Востоке не досчиталась 15,8 млрд по тепловой энергии и 15,6 млрд по электричеству. Это на июль 2017 года. По сравнению с январем долг вырос на 1,7 млрд, то есть на 12,6%. А по сравнению с июлем 2016 года рост — 4,7 млрд, сообщили DV в пресс-службе компании. Рекордсмен по задолженности за электроэнергию — Приморский край, его долг — 3,6 млрд. Дальше идут Хабаровский край — 2,4 млрд, Якутия — 3 млрд, Камчатский край — 2 млрд. Долг этих четырех субъектов — 71% от общего объема. По долгам за тепло пальма первенства принадлежит Камчатскому краю — 5,5 млрд, потом следуют Хабаровский край — 3,7 млрд, Приморский край — 1,9 млрд, Якутия — 2,1 млрд. Итого 84% от общего объема. Объем задолженности зависит от объема выручки по территориям, то есть чем больше в том или ином субъекте потребителей вообще, тем больше среди них должников. Но в то же время, замечают в «РусГидро», есть субъекты, где на величину задолженности влияет низкий уровень оплат населения (Якутия, Амурская область, Камчатка). В последние годы энергетики отмечают резкое снижение поступления платежей от предприятий, которые финансируются из регионального и федерального бюджетов. Речь идет о Камчатке, Приморье, Колыме, Якутии, Сахалинской области и Хабаровском крае. К примеру, в последнем на рост задолженности повлияли неплатежи крупнейшего предприятия «Амурметалл»: с 2013 по 2017 годы оно находилось в процедуре банкротства. В ряде регионов отмечается попросту низкая платежная дисциплина у предприятий ЖКХ и управляющих компаний. Почти четверть долга за электричество — 3,5 млрд рублей — не выплатило население. Предприятия ЖКХ задолжали за тепло 29% - 4,4 млрд рублей. Управляющие компании и ТСЖ — 10%. Перепродавцы тепла — еще 10%. Промышленные предприятия и бюджетные потребители — по 9%. Остальные — 10%. По теплу население задолжало 58% суммы — 9 млрд рублей УК, ТСЖ, ЖСК — 3,4 млрд, или 22%. Теплоснабжающие организации — 1,5 млрд, 10%. Остальные — еще 10%. Платить за недобросовестных потребителей услуг зачастую приходится тем, кто платит исправно. Регулятор тарифа (в ДФО это администрация каждого региона) может включить безнадежную задолженность в надбавку к тарифу. Но размер надбавки не может превышать 1,5% от годовой валовой выручки за электричество и 2% за тепло. Как взыскивают долги В общей сложности, с учетом света, тепла и воды, население Дальнего Востока задолжало «РусГидро» и ее дочерним компаниям 12,6 млрд рублей — это около 40% от объема всего долга. Среди неплательщиков традиционно много асоциальных граждан и малоимущих семей. Как правило, им энергетики предлагают оплачивать ЖКУ в рассрочку. Немало среди должников и тех, кто просто не хочет платить принципиально. Со всеми сначала пытаются договориться: уведомляют о долге путём обзвона и направления претензий по почте. Если договориться не удалось, тогда уже следует суд, который вправе принять решение об отключении абонента от услуг. Причем пороговой суммы отключения нет, но, согласно постановлению правительства РФ № 354, физическому лицу достаточно накопить задолженность в размере двух нормативов потребления (то есть двух месяцев), чтобы лишиться электричества. С теплоснабжением немного сложнее. Отключать холодную воду и тепло в батареях энергетики не могут. А вот заблокировать должнику горячую воду и канализацию, по тому же, кстати, постановлению, — легко. Чтобы перекрыть горячую воду — достаточно закрутить вентиль. На электросчетчик ставят пломбу. А вот чтобы перекрыть канализацию, нужно специальное оборудование, которое по трубам доставляет заглушку к нужной квартире. В среднем оно обходится управляющей компании в сумму от 180 до 300 тысяч рублей. Эти приборы блокируют водоотведение. Инженеры поднимаются на крышу здания, там в стояк опускают специальный зонд, и с его помощью ставят на нужном этаже специальную заглушку, перекрывающую трубу. Мастер доводит «сжатую» заглушку (чаще всего она выглядит как пластиковый мячик) до трубы и там ее «разжимает». Максимум, что может сделать гражданин в этом случае — это помыть посуду или принять душ: вода будет медленно, но все-таки просачиваться через заглушку. «Когда ставили заглушки, возврат долгов был колоссальный. Люди были должны по 100 — 150 тысяч и нередко отдавали сразу всю сумму. Задолжавшие большие суммы граждане просили рассрочку, и мы заключали с ними соответствующие договоры», — говорит Константин Савицкий, генеральный директор хабаровской компании «Коммунальные сети». Опять же порога, когда управляющая компания устанавливает заглушку, нет, все вновь сводится к двум месяцам, после которых жильца могут в чем-либо ограничить. Работы по установке заглушки стоят 5000 рублей. «Затраты ложатся на плечи должника. К своему долгу неплательщик добавляет счет за установку и снятие заглушки», — сообщила DV Светлана Соловьева, начальник пресс-службы «Амурских коммунальных систем», ресурсоснабжающего предприятия из Благовещенска. Для возвращения долгов используются и другие методы, вплоть до выселения (после неоплаты на протяжении 6 месяцев), наложения арестов на имущество, ограничения выезда за границу. «Один абонент не платил никогда» По словам специалистов, наибольшее впечатление на должников производит изъятие автомобилей приставами. — Только в июле рядом с одним из домов-должников с разницей в две недели было изъято два автомобиля, — рассказала Светлана Соловьева. — В первом случае должник не платил за коммунальные услуги никогда. Итог — 200 тысяч рублей долга и изъятое авто. Во втором случае приставы изъяли машину за 185 тысяч рублей долга. При наложении ареста женщина предложила внести на месте 20 тысяч рублей, для того чтобы избежать изъятия, но частичное гашение при аресте не предусмотрено, только полное. В итоге абонент добавила себе к сумме долга за воду и тепло расходы эвакуатора и место хранения транспорта — до разрешения ситуации. Кстати, на решение вопроса у неё и таких должников, как она, 10 дней. После автомобиль подлежит реализации. Во Владивостоке два месяца назад судебные приставы «навестили» женщину, которая живет в «элитной многоэтажке». В отношении нее было возбуждено четыре исполнительных производства о взыскании долгов в пользу ТСЖ. Общая сумма — 650 тысяч рублей. Пристав наложил арест на рояль. При этом рояль оставил на ответственное хранение владелице. Последнее решение было связано с тем, что транспортировать инструмент очень сложно, да и грузчики в процессе его спуска по лестнице могут поцарапать или отломить какую-то часть, что скажется на стоимости рояля. Такая мера сработала: на следующий день женщина перечислила 650 тысяч на счет отдела судебных приставов. В мае прошлого года на улицах Благовещенска появились баннеры с лицами должников. Это были три баннера «Внимание, должник!»: на одной половине — фотография неплательщика, а на другой — пугающая надпись «Здесь может оказаться любой должник за отопление, водоснабжение и водоотведение». Что касается личных данных, то Роскомнадзор позволяет судебным приставам обрабатывать и распространять персональную информацию без согласия должника в рамках исполнительного производства, пояснил Денис Заверячев, начальник отдела розыска, реализации имущества должников УФССП по Амурской области. Мимо счетчика Среди юридических лиц чаще всего долги перед поставщиком копят управляющие компании и ТСЖ. Самая распространенная схема выглядит так: управляющие организации собирают с людей деньги за коммунальные услуги и не перечисляют их на счета поставщика. Или перечисляют не в полном объеме. Затем недобросовестные УК выводят деньги на сторонние счета. Ограничить энергоснабжение и тепло такой УК нельзя: пострадают люди, которые платят управляющей компании вовремя. Накопив долги, управляющие и теплоснабжающие компании инициируют процедуру собственного банкротства и закрываются. Ценными активами такие компании не обладают, и продавать в счет долгов нечего. В итоге поставщик в минусе. А затем многоквартирные дома переходят на обслуживание к новой управляющей организации, по сути это старая УК, но сменившая вывеску. Взыскать задолженность с предыдущей уже невозможно. — Такой механизм позволяет управляющим компаниям покрывать собственные затраты без дополнительных усилий, например не занимаясь взысканием задолженности с собственных должников. Отсутствие учета по своим потребителям не дает возможности даже после банкротства управляющей организации взыскивать неуплату с должников-жильцов, — отмечают в пресс-службе «РусГидро». К примеру, из-за подобных псевдобанкротов в Камчатском крае за 2005 — 2012 годы финансовые потери ПАО «Камчатскэнерго» составили более 1,2 млрд рублей. За последние 5 лет на полуострове обанкротилась 31 УК. В отношении 9 УК конкурсное производство завершено, общая сумма долга компаний-банкротов составила 1,9 млрд рублей. Руководителей недобросовестных компаний привлекают к ответственности. Сейчас правоохранители работают с 9 уголовными делами, возбужденными по заявлениям ПАО «Камчатскэнерго». Тем не менее взимание долгов через суд — действенная мера. В 2016 — 2017 годах дочки «РусГидро» подали 8 189 иска на сумму свыше 17,9 млрд рублей по отношению к юридическим лицам по взысканию долгов за электричество и тепло. В «РусГидро» отмечают, что сроки искового производства в зависимости от загруженности судов колеблются от 2−3 месяцев (в случае если должник не спорит с требованиями) до 6−8 месяцев, если должник, затягивая решение суда, предъявляет встречные претензии, требует проведения экспертиз или обжалует вынесенный судебный акт. Одной из причин роста задолженности в «РусГидро» считают несовершенство законодательства, позволяющее УК уходить от оплаты. Прямой расчет С компаниями, которые нельзя отключить от света и тепла, пытаются работать при помощи прямых расчетов. Поставщик просто минует посредника — управляющую компанию, которая берет деньги с населения, но не отдает их поставщику, — и заключает договоры с людьми напрямую. Такая схема с 2017 года работает в Камчатском крае. — Это позволило ПАО «Камчатскэнерго» в 1 полугодии 2017 года увеличить уровень оплаты с одних и тех же многоквартирных домов с 27% (через проблемные управляющие компании) до 95,6% (оплата населения на прямых расчетах), — сообщают в пресс-службе «РусГидро». Однако переводить все население макрорегиона на прямые расчёты бессмысленно. На Дальнем Востоке достаточно добросовестных УК и ТСЖ, которые вовремя оплачивают тепло и свет, считают в «РусГидро». Поставщику удобнее, экономически выгоднее работать через УК либо ТСЖ, если они оплачивают потребленные энергоресурсы в срок и в полном объеме. Платежная дисциплина Для улучшения ситуации нужно менять законодательство, считают в «РусГидро». Прежде всего, ужесточать ограничения поставок должникам. — Среди конкретных предложений — предоплата юридическими лицами за электричество; запрет на трудоустройство в управляющих компаниях руководителей, которые раньше были признаны банкротами или не выплачивают долги перед поставщиком; привязка долгов к квартире, то есть передача долгов за ЖКУ новому собственнику; и другие меры, — сообщают в «РусГидро». Также здесь считают, что нельзя выдавать лицензии управляющим компаниям, уже имеющим задолженность перед ресурсоснабжающими организациями. А чтобы проще было взыскивать долг, энергетики предлагают облегчить доступ к персональным данным должников и дать возможность принудительно исполнять судебные решения без привлечения судебных приставов. — Механизм, который работает сейчас, только усугубляет ситуацию, — объясняет Александр Смышляев, директор приморского информационно-методического центра «Тихоокеанский проект». — Ресурсники обращаются в суд по взысканию долга в приказном порядке, готовят документы, на это уходит время. Суды выносят судебные приказы о взыскании без вызова сторон. Но сама процедура обжалования этого приказа очень простая. Должнику не нужно указывать, с чем он не согласен. Достаточно просто написать в суд: «Я не согласен с приказом». И все возвращается на круги своя, дело рассматривают заново, но уже в общем порядке. В итоге теряется около полугода. Такой порядок не работает, доказывать очевидное приходится по два раза. В целом хотелось бы, чтобы судебная инстанция работала быстрее. Участники рынка признают, что к каждому должнику нужен индивидуальный подход. — Нужен комплекс мер, связанный с ужесточением платежной дисциплины. Так, грамотный порядок оплаты работает в Китае, где люди покупают карточку с определенным объемом на электропотребление. Карточку вставляешь счетчик, и, когда ее лимит заканчивается, электричество прекращается. Нужно покупать новую. Это работает, — говорит Валерий Гладилов, руководитель регионального центра «ЖКХ контроль» в Амурской области. — Однако при этом необходима помощь государства тем, кто на самом деле не может платить. Но вопрос тонкий: многие только на бумаге — малоимущие. Директор консалтинговой компании в сфере ЖКХ Юрий Кочетков считает, что мер по взысканию задолженности за жилищно-коммунальные услуги сейчас уже более чем достаточно. — Другой вопрос, что механизмы работы с должниками не работают на практике. Ограничивать и отключать можно не все коммунальные услуги. Для того, чтобы ограничить, к примеру, горячую воду, в большинстве случаев требуется доступ в жилое помещение, а его потребитель умышленно не предоставляет. А вот, допустим, отключить отопление или холодную воду нельзя, так как это делает помещение непригодным к проживанию. Работа судебных приставов по взысканию уже признанной судом задолженности вызывает много нареканий, — уверен Юрий Кочетков. Поэтому дополнительные поправки в нормативно-правовую базу не требуются. Нужна отладка работы приставов по взысканию с должников долга за жилищно-коммунальные услуги. — Но, если говорить о долгах, нельзя не признать, что согласно официальным данным уже несколько лет подряд падает уровень реальных доходов населения при одновременном росте тарифов на коммунальные услуги, — говорит Юрий Кочетков. — Растут зачастую обгоняющими инфляцию темпами именно тарифы на коммунальные услуги, а не стоимость услуг управляющих организаций и ТСЖ. Поэтому потребитель поставлен перед выбором — вовремя платить за жилищно-коммунальные услуги или потратить деньги на товары первой необходимости.

Свет в конце Транссиба
© Дальний Восток