«Добрый медведь» снова на коне

Водка «Статус-групп» стала лидером продаж в России Водка «Добрый медведь», дистрибуцией которой занимается компания «Статус-групп», стала крупнейшей по продажам в России. В январе 2016 года марка была второй на рынке, но потом откатилась на 8-е место, после того как в Кабардино-Балкарии были остановлены заводы, выпускающие продукцию для «Статуса». Вернуться в лидеры «Доброму медведю», который продается в рознице дешевле всех остальных водок, на этот раз могли помочь предприятия из соседней Северной Осетии. На российском водочном рынке снова сменился лидер. Как видно из имеющихся у “Ъ” данных Nielsen, в июне—июле этого года первое место по продажам заняла водка «Добрый медведь» с долей 4,9% в натуральном выражении (3,7% в стоимостном, третье место). «Русская валюта» «Татспиртпрома», которая была лидером в конце 2016 года, теперь стала третьей с долей 4,5% (3,2%, четвертое место), пропустив вперед себя также «Беленькую» (Beluga Group) — 4,5% (5%, первое место). «Добрый медведь» сегодня самая продаваемая водка в магазинах Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), подтвердил “Ъ” представитель крупнейшего по обороту российского продовольственного ритейлера. Собственником «Доброго медведя», согласно материалам Роспатента, до начала года было ООО «Дивинус», затем права на марку перешли ООО «Интелпро», единственным владельцем которого указан Таймураз Хабалов (данные «СПАРК-Интерфакс»). «Добрый медведь» входит в портфель крупного алкогольного дистрибутора «Статус-групп», который занимается также продажами водок «Путинка», «Калина красная», «Высота», «Столичная» и др. Бенефициары «Статус-групп» не раскрываются. «Добрый медведь» был близок к тому, чтобы стать лидером, еще в январе 2016 года, когда был второй по продажам в стране водкой с долей 4,02%. Но через месяц несколько заводов в Кабардино-Балкарии, производивших водки для «Статуса», лишились лицензии из-за используемых ими схем по уклонению от уплаты акциза. Именно они, как считали участники рынка, позволяли «Статус-групп», по сути единственной, продавать водку на уровне официально разрешенной минимальной розничной цены (МРЦ). Лишившись возможности разливаться в Кабардино-Балкарии, «Добрый медведь» начал терять рынок: летом прошлого года он опустился на восьмое место с долей 2,13%. По словам представителя одного из московских дистрибуторов алкоголя, марка возобновила рост с начала этого года. Он объясняет это расширением производства, в том числе за счет контрактов с осетинскими заводами. На этикетке «Доброго медведя» сообщается, что его розливом занимаются восемь заводов, половина из которых находятся в Северной Осетии: ООО «Ракурс», ООО «Салют», ООО «Владикавказский завод алкогольных напитков» и ООО «Ренессанс». Другими боттлерами марки являются ООО «Пантеон» (Ставропольский край), ООО «СВК» (Кемеровская область) и два завода под управлением «Кристалл-Лефортово» в Самаре и Мордовии. По оценке владельца «Кристалл-Лефортово» Павла Сметаны, на осетинских предприятиях разливается менее 50% «Доброго медведя». Представитель «Статус-групп» уточнила, что сейчас розливом «Доброго медведя» занимаются только пять предприятий, но не смогла сказать, какие именно. Рост продаж марки она объяснила увеличением дистрибуции и «растущей привлекательностью бренда для потребителей». С начала года «Статус-групп» и «Кристалл-Лефортово» объединили дистрибуцию, что положительно отразилось на продажах брендов компаний, включая «Доброго медведя», отметил, в свою очередь, господин Сметана. Директор ЦИФРРА Вадим Дробиз считает, что «Добрый медведь» привлекает только своей ценой — самой низкой среди всех остальных водок. В магазинах Х5, алкомаркетах «Бристоль» и «Красное & Белое» «Добрый медведь» стоит 205 руб. за бутылку 0,5 л, то есть столько же, сколько сегодня составляет МРЦ. «Продавать сегодня по такой цене водку можно только в случае, если заводы, производящие ее, получают компенсации из региональных бюджетов. Иначе цена за пол-литра должна быть не менее 225–230 руб.»,— уверен эксперт. Олег Трутнев

«Добрый медведь» снова на коне
© Коммерсант