Доведение реформы до абсурда
Владимир Дзагуто об угрозе энергорынка для Дальнего Востока Вчера на ВЭФ-2017 замминистра энергетики Вячеслав Кравченко несколько неожиданно заговорил о том, что «возможно рассмотрение вопроса о создании третьей ценовой зоны» оптового энергорынка на Дальнем Востоке. Такая зона, как и в других частях России, должна предполагать формирование на востоке страны рыночной цены на электроэнергию и мощность, тогда как сейчас там сохраняется тарифный заповедник — энергоцены определяет регулятор. Гипотетическое создание дальневосточного рынка, по словам господина Кравченко, должно сопровождаться «созданием нескольких генкомпаний, с тем чтобы они конкурировали между собой, чтобы мы получили определенное количество игроков, готовых инвестировать в эту отрасль». То, что энерготарифная система на Дальнем Востоке себя исчерпала и не может ни привлечь инвестиции, ни поддерживать энергетику в надлежащем состоянии, не новость (см., например, материал “Ъ”). И то, что заметного роста спроса со стороны потребителей электроэнергии там пока нет и не предвидится, тоже понятно. Государственная политика в этом вопросе пороху не выдумывает: то затыкают дыры за счет бюджетных траншей, то заставляют потребителей других регионов субсидировать Дальний Восток, повышая цены на оптовом энергорынке. Но и предложение замминистра о рыночной реформе на востоке выглядит, на мой взгляд, скорее аргументом для оживления дискуссии, чем рецептом для преобразований. Содержательно идея третьей ценовой зоны повторяет реформу РАО «ЕЭС России» «по Чубайсу». Раз для рынка нужна конкуренция, значит, нужно разделить единый холдинг (в данном случае — дальневосточные активы «РусГидро») на кусочки. Но для Дальнего Востока такую схему даже в РАО ЕЭС сочли нереализуемой, хотя тогда рыночные реформы поддержала государственная воля. Да и уже в Сибири (вторая ценовая зона) реформа дала несколько странный результат с точки зрения рынка: на оптовых торгах конкурируют примерно три энергохолдинга и чуть больше крупных потребителей, и при малейшем изменении этого баланса цены способны прыгать на десятки процентов. На Дальнем Востоке, боюсь, и столь условной конкуренции не создать. Поэтому заявление Вячеслава Кравченко выглядит скорее как reductio ad absurdum: раз третья ценовая зона невозможна, значит, про рынок на Дальнем Востоке надо забыть. Что из этого следует — другой вопрос. То ли государство должно, тяжело вздохнув, решиться на выделение в бюджете 250 млрд руб. на реновацию дальневосточной энергетики (оценка инвестиций — от «РусГидро»), то ли потребители в европейской части РФ должны смириться с тем, что, как сейчас, с каждого рубля за свет несколько копеек будет отправляться в Приморье, на Камчатку или в Магадан. Иных рецептов реформы у государства для Дальнего Востока, кажется, не припасено.