Бывших вкладчиков лопнувших банков заманивают в ловушки
В распоряжении Business FM оказалась аудиозапись телефонного разговора, в котором бывшему клиенту банка «Югра» предлагает финансовые услуги сторонняя компания. Это распространенная практика, говорят эксперты. После получения страхового возмещения от Агентства по страхованию вкладов (АСВ) такие клиенты становятся привлекательны, и им начинают звонить с заманчивыми предложениями. Иногда такие предложения таят высокие риски.
В начале телефонного разговора молодой человек обращается к клиенту по имени и отчеству и представляется сам: зовут Сергей, ранее был сотрудником банка «Югра», и спрашивает, в курсе ли клиент, что лицензию отозвали и банк более не работает. С точки зрения продаж это идеальный ход: некий сотрудник лопнувшего банка проявил заботу:
— Вы свои размещения все получили, все хорошо?
— Да, спасибо.
— Отлично. Тогда еще такой момент. Вы понимаете, пришлось уйти в другие компании. Ушел в перспективную компанию «Илион Капитал». Также занимаемся вкладами и предлагаем интересные размещения от 13% годовых. Рассмотрите для себя?
— Спасибо большое, это, очевидно, не вклад, это какая-то инвестиционная программа. Я с ними работаю очень осторожно.
— Частично вы правы, это промышленная компания по добыче соли. Сейчас занимаемся импортозамещением и строим второй завод, как раз на него ваши средства и пойдут.
— Как называется завод?
— ПАО «Соль Руси».
Если прослушать весь разговор, то становится понятно, что позвонил не персональный менеджер. Возможно, этот человек даже не работал в банке, а просто обзванивает клиентскую базу.
На специализированных форумах встречаются жалобы на подобные звонки клиентов других лопнувших банков, например, «Интеркоммерц». На самом деле по телефону предлагают никакой не вклад, а акции или опцион на акции ПАО «Соль Руси», что гораздо рискованнее, чем депозит.
Другому вкладчику банка «Интеркоммерц» позвонили из некой компании IFC и предложили доверительное управление «с высокой прибылью». На практике оказалось, что речь идет о высокорискованных вылютных спекуляциях на Forex. За полтора месяца 14000 долларов превратились в ноль.
Таких историй много. Все хотят заполучить клиента, получившего страховку от АСВ, ведь у него на руках «живые» деньги. Защититься от утечек персональных данных крайне сложно — всегда есть человеческий фактор, говорит адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро КИАП Андрей Корельский.
Андрей Корельский, партнер адвокатского бюро КИАП
«Как правило, самые дорогостоящие системы персональных данных рано или поздно сталкиваются с обычным недовольным сотрудником IT-службы, которые недовольны своей заработной платой и при увольнении просто копируют данные на флэшку и уходят с ней к конкуренту».
Пожаловаться на спам-звонки можно в Роскомнадзор. Специальная форма есть на сайте ведомства. Эксперты советуют проявлять бдительность. Сомнительные предложения могут таить риски и привести к полной потере средств.