Войти в почту

Рынок железнодорожных операторов консолидируется Федеральная грузовая компания (ФГК) ОАО РЖД продолжает лидировать на рынке железнодорожных операторов, опережая ключевого конкурента — Первую грузовую компанию (ПГК) Владимира Лисина — по большинству показателей. Но ПГК продолжала наращивать парк, закупив в первом полугодии у Уралвагонзавода 7 тыс. полувагонов. Эксперты указывают на дальнейшую консолидацию рынка и вероятность сохранения лидерами своих позиций к концу года. Для ФГК риском остается неопределенность с договором аренды 27,5 тыс. полувагонов у лизинговой «УВЗ-Логистик», который может быть расторгнут. ФГК укрепила лидерство в рейтинге железнодорожных операторов Infoline Rail Russia Top, по-прежнему опережая ПГК Владимира Лисина. Рейтинг учитывает сумму показателей, приоритетными считаются объем парка в управлении и перевозки (учитывается также собственный парк, выручка за 2016 год за вычетом тарифа ОАО РЖД). ФГК заняла первые позиции по собственному парку (с учетом финлизинга) и парку в управлении, а также по перевозкам, ПГК опередила конкурента по выручке (в 2016 году компания была первой в рейтинге). В ПГК “Ъ” заявили, что ее парк сбалансирован и в текущих рыночных условиях компания не стремится его наращивать, сконцентрировавшись на эффективности управления вагонами, качестве услуг, оптимизации затрат и отношениях с грузоотправителями. В ФГК отказались от комментариев. Как отмечает глава «Infoline-Аналитики» (автор рейтинга) Михаил Бурмистров, ключевой в первом полугодии стала резко усилившаяся тенденция консолидации. По величине парка в собственности и управлению лидируют ФГК, ПГК и Globaltrans. Крупнейшими покупателями вагонов стали ПГК (приобрела 7 тыс. полувагонов у Уралвагонзавода), Первая тяжеловесная компания (ПТК) Сергея Генералова (взяла 8 тыс. вагонов у Объединенной вагонной компании, в том числе, за счет оперлизинга с Rail1520) и СУЭК (почти 2 тыс. полувагонов «Алтайвагона»). Наиболее сильно — на 37%, до 19,3 тыс. вагонов — вырос парк в управлении «ТФМ Оператор» (управляет парком лизинговой «Трансфин-М»), объем его перевозок вырос вдвое, до 12,6 млн тонн. На 34% вырос парк в управлении ПТК (до 26,4 тыс. штук), на 32% — «Трансойла» (до 53 тыс. штук). На долю 30 крупнейших операторов пришлось 81% перевозок, что на 2 п. п. больше, чем годом ранее. Как отмечает господин Бурмистров, при росте перевозок угля наиболее высокие темпы роста демонстрировали операторы с инновационными полувагонами: СУЭК — на 52,5%, до 26,2 млн тонн и «Восток1520» — на 43,1%, до 15,9 млн тонн. До конца года конкуренция в сегменте инновационных полувагонов резко усилится в связи с расширением парка ПГК и ФГК, уверен Михаил Бурмистров. В первом полугодии ФГК списала около 5,2 тыс. вагонов (в том числе 4,6 тыс. полувагонов), а во втором квартале 10 тыс. лизинговых полувагонов и 1,5 тыс. нефтеналивных цистерн были переведены с Rail Garant на ФГК, напоминает он. По итогам года ФГК упрочит лидерские позиции в сегменте управления парком и перевозок, выйдет на первое место по выручке. Этому будет способствовать расширение парка, привлечение клиентов во всех сегментах рынка: от долгосрочных соглашений и сервисных контрактов с грузовладельцами до спотового рынка перевозок с использованием инструментария ЭТП, считает эксперт. По его словам, стратегическим риском для ФГК является неопределенность в отношении аренды 27,5 тыс. полувагонов с «УВЗ-Логистик» (подробнее см. “Ъ” от 14 сентября). Замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук считает, что по итогам года лидеры сохранят позиции, изменений можно ожидать в первом эшелоне, учитывая консолидацию. Несмотря на рост ставок оперирования, с прежней интенсивностью число операторов расти не будет, уверен эксперт. По его словам, кэптивные компании либо сами грузовладельцы, страхуя риски, продолжат наращивать парк вагонов. Не стоит ожидать и серьезного роста ставок оперирования, они будут держаться на уровне не выше 1,6 тыс. руб., полагает господин Савчук. «Ставка достигла рубежа, при котором можно обновлять парк,— говорит он.— А возможность грузовладельцев приобретать вагоны, а не отдавать перевозки в рынок, увеличивая транспортные издержки, будет ограничивать рост ставок». Анастасия Веденеева, Наталья Скорлыгина

Везут крупнейшие
© Коммерсант