Взгляд изнутри: автомобилизация Греции падает
Москва, 21 октября - "Вести.Экономика" По данным Греческой статистической службы, в прошлом году регистрационные номерные знаки своих автомобилей сдали еще 23% владельцев. А по оценкам автодилера Тойота, 93% местных покупателей приобретают подержанные машины. Греки пытаются экономить, что сказывается на авторынке. Сколько стоит удовольствие передвигать в Греции на собственной машине, и какие виды общественного транспорта популярны - рассказывает Наталья Семиониди. 100 рублей Столько сегодня стоит литр 95 бензина в Греции. 85 000 рублей -средний месячный заработок семьи, где оба родителя трудоустроены. Позволить себе на семью ранее привычные два автомобиля при существующих ценах на топливо и транспортный налог невозможно. Но один автомобиль - все же необходимость. Городской транспорт даже в столице - Афинах, обслуживает только центральные улицы и главные площади районов. Последние 4 года самые востребованные марки автомобилей у греков - японские, французские и итальянские. Наиболее популярная площадка купли – продажи - авторынки. Как и в России, в таких местах машину можно купить у непосредственного владельца без переплаты посредникам. Если речь идет о новом автомобиле, то греки обращаются в дилерский центр. Очень востребованы малолитражки на дизеле. Идеальный семейный автомобиль – новый, японской или корейской марки, с объемом двигателя не больше 1600 кубометров, на дизельном топливе с ценником в 7000 – 8000 евро. На него и самый большой спрос. Ведь цена на новую «полнолитражку» в разы больше: стартует от 15000 евро. Автокредитование в Греции не востребовано из-за кризиса. Поэтому автомобилисты покупают ту машину, на которую накопили денег. Сэкономив на стоимости автомобиля, водителю предстоит подготовиться к расходам на топливо. 1 литр 95 бензина стоит 1,45 евро, дизельного топлива – 1,10 евро. Многие переделывают топливную систему своих авто под газ. Ведь стоимость газа – 0,70 центов за литр. Эта тенденция набирает популярность у афинских водителей. Налог Ставка транспортного налога зависит от объема двигателя, марки и года выпуска автомобиля. Например, за Hyundai c с объемом в 1300 кубометров стребуют 135 евро в год. А вот за Mercedes с объемом в 350 отдадите 1200 евро. Эти показатели, по сути, и формируют ситуацию на автомобильном рынке в Греции сегодня. По данным Греческой Статистической службы за последние 4 года только в Афинах сдали регистрационные номерные знаки своих машин до миллиона жителей. Гаражи и паркинги переполнены автомобилями, и они могут безвыездно находиться там годам. Но какая значительная экономия семейного бюджета, в итоге. Еще экономят на страховках. «Асфалиия»- единственная в Греции и обязательная страховка. Стоимость составляет 600 евро за период в 12 месяцев. Штраф за отсутствие страховки 200 евро, и это - фиксированный тариф. В Греции можно купить страховку на полгода, 2 месяца и даже на 1 неделю. Многие водители так и поступают. Намечают планы, связанные с поездкой в город, распределяют их на 7 дней, покупают страховку на неделю и с чистой совестью отправляются в путь. Техосмотр Проходить его надо обязательно один раз в 2 года. Услуги по проведению ТО предоставляет любая частная станция техобслуживания. Тариф - 50 евро. Если с автомобилем все в порядке, водителю выдают талон о технической исправности и специальную карту «кафсеэрио». Она действует один год и подтверждает, что транспортное средство не загрязняет окружающую среду. За отсутствие полагается штраф в 300 евро. Штрафы. Тут все, как в России. Есть дорожный патруль и камеры видеонаблюдения. От них водителю и достаются нежелательные квитанции. Вообще, греческое правительство любит исправлять поведение водителей штрафами. Жители вспоминают историю о том, как в 2007 году по набережной Афин на страшной скоростью «летали» мотоциклисты без шлемов. И было множество аварий с летальным исходом. Городские власти распорядились выписывать штраф в 1200 евро за такое нарушение. В течение трех месяцев ситуация исправилась и шлемы теперь есть у каждого мотоциклиста. И если уж большие штрафы – это «кнут», то вот и «пряник»: оплатив штраф в течение 10 дней после его выписки, 50% сэкономишь. Интересно, что в Греции нарушители ПДД - чаще мужчины, чем женщины. Традиционно, семейный бюджет находится именно в женских руках. Поэтому дам за рулем на дорогах Греции больше, чем мужчин. Все ежедневные дела по хозяйству, отправка детей в сады и школы, оплата счетов в банках, поездки к родне – на женах. Они внимательные и умелые автомобилисты, большие «нелюбители» штрафов. Если муж сел за руль, и ему не повезло быть пойманным «с поличным», то он знает: лучше сразу признаться дорожному инспектору в нарушении правил ПДД. Есть большая вероятность, что полицейский пойдет на встречу и выпишет квитанцию на оплату штрафа «подешевле». А вот давать взятки рискованно: такого «щедрого» нарушителя скорее всего отправят в участок. У греков есть премии за задержания и ему выгоднее быть честным, чем брать деньги на дороге. Парковка Парковки существуют только в центральной части городов. Потому что именно сюда вынесены госучреждения и офисные здания. Стоимость использования парковочного места на 8 часов составляет 10 евро. Во всех остальных районах парковка автомобиля – бесплатная забота водителя. К примеру, чтобы не перегружать центр города пробками, в Афинах существует правило: автомобили с номерами, заканчивающимися четной цифрой приезжают по четным дням и только. Нечетные номера едут по нечетным датам. Правило это действительно работало. Хотя многие семьи шли на уловку: приобретали два автомобиля: с четными и нечетными номерами. Сегодня для большинства горожан два автомобиля на семью - непозволительная роскошь. Поэтому правило въезда в центр для четных и нечетных номеров давно уже себя не оправдывает. Греки крайне редко заботятся о внешнем виде автомобиля. Царапины, вмятины и ржавчина, по их мнению, ремонта не требуют. В попытках припарковаться водители не щадят ни свой, ни соседний автомобиль. Права пешеходов не особо уважают и часто паркуются прямо на тротуарах, которые, кстати, в Греции в ужасном состоянии. Пешеходы, в свою очередь, часто бывают мстительными и оставляют на автомобилях отметины и царапины. В мастерские автомобилисты едут, если произошли серьезные поломки. Так как кумовство в Греции очень популярно, водители обслуживают свои автомобили у родственников или друзей с автомастерскими. Даже в случае действующей гарантии, афинянин поедет к своему мастеру. Так и дешевле, и надежней. А вот самый популярный лайфхак у греческих водителей на случай заморозков или снега - цепи. Они есть в багажнике каждого уважающего себя автомобилиста. Обмотал колеса и в путь! Зимняя резина не нужна. Дороги Обстоятельство, с которым неизбежно придется столкнуться владельцу автомобиля в Греции: трассы по всей стране платные. Например, главная дорога страны: от Афин до города Салоники, крупнейшего после столицы, обойдется в 45 евро. Такова обязательная расходная часть для владельцев автомобилей. Учитывая то, что страна пребывает в состоянии экономического кризиса последние 8 лет, понятно, почему на дорогах несравнимо мало, с той же Москвой, пробок, а на парковках ночных клубов крайне редко увидишь немецкий, английский или итальянский премиум-класс. Общественный транспорт Автобусы и трамваи, которые сейчас обслуживают столицу, привезли из Германии в 2004 году к Олимпийским Играм. Обновления парка с тех пор не проводили. Трамвай очень удобно курсирует вдоль набережной, от пляжей к центру с его Акрополем, музеями и другими достопримечательностями. Автобусы ходят с юга на север и с запада на восток , строго по главным улицам. Билет на одну поездку в трамвае или автобусе стоит 1евро 40 центов, для детей и пенсионеров - 60центов. Маршрутные такси, столь популярные в России, в Греции отсутствуют вовсе. А вот такси, напротив, очень востребовано. Есть Uber, местный – Taxibeat, диспетчерские службы такси. Кроме того, можно зарегистрировать ИП, купить специально оборудованную желтую машину такси и по собственному графику выезжать в город на заработки. Этот вид деятельности достаточно популярен в Греции. Машину такси можно купить за 12 000-17 000 евро. Поездка по городу обойдется, в среднем, в 15 евро. Надбавка к цене за ночной тариф - не больше 10%. Метрополитен в Греции доступен только жителям и гостям столицы. Это три линии «подземки», тянущиеся от северной к южной части города . Последняя станция метро в Афинах была сдана в эксплуатацию в 2004 году. Власти считают, что трех линий вполне достаточно. Тем более при строительстве каждой новой станции были обнаружены античные подземные города и другие находки. Поэтому рыть туннели под землей больше не хотят: слишком велики затраты на работу археологов. На поезде можно добраться в любой конец страны меньше, чем за сутки. Средняя цена билета эконом класса не превышает 50 евро. Цена на бизнес – класс достигнет, максимум, 100 евро. Билет на поезд можно купить в онлайн режиме на сайте trainose.gr. Морское сообщение между континентальной Грецией и островной тоже очень развито, поскольку у большинства греков есть дачи и так называемые, летние дома, на островах. Цена билета на паром варьируется от 20 до 300 евро, в зависимости от маршрута и уровня комфорта пассажирского места. На ближайшие к Афинам острова, которые так любят посещать туристы и где проводят выходные греки, ходят катера «Летающий дельфин», названные так за компактность и скорость. Цена билета в один конец 25 евро. Самый большой спрос – на паром, на нем можно машину переправить. И опять возвращаемся к автомобилям: на островах без них никак. Единственной альтернативой будет только ослик. Наталья Семиониди