Регионам ЦФО реструктурируют бюджетные долги 

Регионам ЦФО реструктурируют бюджетные долги
Фото: Российская Газета
Триллион рублей в уме Правительство обсудило с субъектами РФ идею реструктуризации долгов. Планируется запустить программу, в рамках которой регионы получат дополнительные финансовые вливания и преференции в обмен на ряд обязательств. Например, «дошедшие до предела» участники не должны брать новые кредиты, чтобы долговая нагрузка у них не росла.
Просьбу об этом еще в сентябре на заседании Госсовета РФ озвучил губернатор Воронежской области . Он обратился к президенту России с предложением о реструктуризации бюджетных долгов. Уже несколько лет регионы по соглашению с  успешно замещают дорогие коммерческие займы более дешевыми бюджетными.
— Но это все-таки полшага, — отметил Алексей Гордеев. — Поэтому есть просьба реструктурировать бюджетные долги. Это позволит расширить программы, выполнять прямые социальные обязательства и модернизировать инфраструктуру, которая обеспечивает качество жизни граждан.
Федеральный центр откликнулся, и минфин начал разработку программы. Она должна заработать с 1 января 2018 года. Ожидается, что срок ее действия составит 12 лет. В первые два года регионам разрешат выплачивать по пять процентов долга. Однако у программы, которая еще не заработала, уже нашли изъяны.
Во-первых, она касается только кредитов из федерального бюджета. Они будут реструктурированы, но не займы банков. Во-вторых, некоторые обязательства кажутся непосильными. Запрет на привлечение новых кредитов заставит задуматься о том, где брать деньги. Для ряда регионов заимствование — единственная возможность латать бюджетные дыры. Видимо, придется потуже затянуть пояса и искать резервы.
— У нас размер государственного долга составляет 16,03 миллиарда рублей, — рассказала глава департамента финансов Орловской области . — Верхний предел установлен в размере 18,3 миллиарда рублей. В ближайшее время он не изменится, и кредиты в 2018-2020 годах привлекать мы не будем.
В Орловской области госдолг за последние четыре года вырос вдвое. Власти брали займы на погашение дефицита бюджета. Задолженность достигла объема собственных доходов. И это далеко не местная проблема. По данным правительства, рыночный долг, то есть взятые в банках коммерческие кредиты, уже превысил один триллион рублей. Он составляет почти половину совокупного госдолга субъектов РФ.
В некоторых регионах задолженность перед банком превышает 50 процентов суммы долговых обязательств
В некоторых регионах задолженность перед банками превышает 50 процентов обязательств, а порой и годовой доход. К таковым относятся Костромская и Орловская области, где рыночный долг составляет 121 и 66 процентов объема собственных доходов. Схожие трудности испытывают Астраханская и Волгоградская области, а также Кабардино-Балкария. Им решено помочь в первую очередь.
— Мы считаем, что оказать поддержку субъектам РФ и создать единые стартовые условия по коммерческой задолженности лучше в текущем году, — отметил министр финансов РФ . — Объем кредита составит порядка 60 миллиардов рублей. Он необходим для того, чтобы коммерческая задолженность находилась на уровне не более 50 процентов от собственных доходов.
Правительство направит в нуждающиеся регионы целевые кредиты для замещения коммерческих обязательств. Будет запущен механизм перекредитования, хотя он полностью и не решит проблемы областных властей. Например, на Орловщине банковские займы достигли уровня 11,3 миллиарда рублей. За счет целевого кредита удастся заместить лишь часть этой суммы.
Гарантии и облигации
По данным минфина, в ЦФО на 1 октября совокупный долг составил 476,93 миллиарда рублей. Для сравнения: на 1 июля текущего года показатель был 479,5 миллиарда. Учтены не только бюджетные и банковские займы, но и обязательства по облигациям — государственным ценным бумагам, выпущенным в рамках программ внутренних заимствований.
Шесть регионов ЦФО пока не воспользовались этим достаточно эффективным механизмом привлечения средств. Собственных ценных бумаг нет в Брянской, Владимирской, Ивановской, Калужской, Курской и Орловской областях. Впрочем, последняя сейчас готовится к первому в своей истории выпуску облигаций на пять миллиардов рублей. За счет него планируют сократить расходы на обслуживание долга — в области буквально каждая копейка на счету.
— Такого сложного бюджета, как бюджет на 2018 год, я не припомню, — признается первый вице-спикер Орловского облсовета народных депутатов . — Резервные источники пополнения доходной части почти отсутствуют. По образованию, культуре, здравоохранению и спорту наблюдаются заметные сокращения. А кредиты, как это было раньше, область брать больше не сможет.
Но в каждом регионе своя кредитная история. Так, Воронежская область сумела сократить объем госдолга на 32 процента. К началу 2017 года он составлял 35,9 миллиарда рублей, а на 1 октября — 27,2 миллиарда. При этом банковских займов у области пока нет. Бюджетные обязательства составляют около 21,2 миллиарда рублей, еще шесть миллиардов — это задолженность по ценным бумагам.
Программа внутренних заимствований считается удобной для областных властей. Чтобы погасить задолженность, достаточно организовать перевыпуск облигаций. Ставка по ним на 1-5 процентов меньше, чем требуют банки за обслуживание своих кредитов. Благодаря разнице удается экономить десятки миллионов рублей. Конечно, надо платить за услуги организации, которая занимается выпуском и размещением ценных бумаг.
Но вознаграждение не велико — стандартный «тариф» составляет 0,1 процента от стоимости выпуска. Так, Орловская область уже выбрала банк, который поможет реализовать облигации. Вознаграждение составит пять миллионов рублей. За счет выручки от продажи облигаций будет погашена почти половина коммерческих кредитов. Это снизит годовые расходы на обслуживание госдолга примерно на 70 миллионов рублей.
— Кроме того, в ближайшее время регион планирует привлечь банковский кредит в размере 7,3 миллиарда рублей под ставку не более девяти процентов годовых, — рассказала Елена Сапожникова. — Это ниже, чем ставки по ранее взятым кредитам, что позволит сэкономить на разнице порядка 45 миллионов рублей.
Каждый регион сам решает, как погашать долги. Кто-то делает ставку на выпуск облигаций и фактически занимает деньги у своих жителей, а кто-то ищет более дешевые коммерческие займы. Та же Воронежская область на днях все-таки разместила заказы на привлечение кредитов на общую сумму 5,3 миллиарда рублей. Это подпортит статистику, но все же сокращение госдолга по итогам 2017 года ожидается в размере не менее трех процентов.
Кто-то делает ставку на выпуск облигаций, а кто-то ищет более дешевые коммерческие займы
Также сократили задолженность Липецкая и Белгородская области — на 14,2 и 2,7 процента соответственно. При этом Белгородская область остается самой закредитованной. Ее долг составляет 40,8 миллиарда рублей. Далее следуют Ярославская (36,6 миллиарда), Смоленская (31,1), Калужская (30,2) и Костромская (26,4) области. Самый маленький долг — у Курской, «всего» 9,4 миллиарда рублей.
Любопытна и структура задолженности. Так, Белгородская область имеет крупнейшую задолженность по госгарантиям — 9,8 миллиарда рублей. Отметим, что совокупный долг по госгарантиям в ЦФО составляет 11,06 миллиарда. Аналогичные обязательства, но в гораздо меньшем объеме имеют лишь Ивановская, Калужская и Липецкая области.
Без вариантов
Федеральная программа реструктуризации позволит подвести черту под прошлым, и в будущее регионы войдут практически на равных условиях. Вопрос в том, удастся ли им удержаться в числе участников. Соблазн позаимствовать в банке деньги для решения острых проблем не исчезнет. Придется терпеть. В Орловской области, например, объем бюджета по доходам на ближайшие три года запланирован на уровне 28 миллиардов рублей.
А объем расходов в прошлом и текущем году составляет около 31 миллиарда. То есть предстоит на чем-то экономить по три миллиарда рублей в год. Плюс надо учесть факторы, ежегодно «выедающие» бюджет, — к примеру инфляцию и выполнение обязательств по поэтапному повышению зарплат работникам бюджетной сферы.
Орловские власти запланировали бездефицитный трехлетний бюджет. Но, если дефицит появится, его придется погашать. До сих пор единственным стабильным источником считались банковские кредиты. С 1 января 2018 года брать их будет нельзя. Чиновникам придется порядком поломать головы. К тому же существуют и другие серьезные риски.
— Например, такой показатель, как прибыль предприятий, на 2018 год в проекте бюджета Орловской области запланирован с ростом в два процента, — рассказал председатель контрольно-счетной палаты . — При формировании бюджета на 2017 год рост планировался в размере 2,7 процента. Но в реальности по итогам года ожидается снижение объема прибыли на 0,6 процента.
То же самое касается индекса промышленного производства. В 2017 году, согласно сценарным прогнозам, рост должен составить 1,9 процента. Однако на данный момент региональный ИПП примерно на такую же величину отстает от прошлогоднего уровня. Промышленности потребуется совершить невероятный рывок, чтобы оправдать прогнозы.
Подобные риски зачастую и ставят областные власти перед непростым выбором: брать кредит или не брать? С 1 января они попытаются жить по средствам, без новых долгов. Удастся ли? Прогнозов много, но в каждом регионе вариант исполнится только один.
Видео дня. Рубль признали самой недооцененной валютой мира по «индексу бигмака»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео