Нацбанк РК: банки идут на разные уловки, чтобы больше получить с заемщика

АСТАНА, 25 ноя — Sputnik, Катерина Клеменкова. О том, какую борьбу ведет регулятор с нечестными банкирами и в какую сумму это обходится бюджету, рассказал Александр Терентьев, директор департамента по защите прав потребителей финансовых услуг Нацбанка РК. О воровстве и заговорах Кредитные организации обманывают наших граждан — об этом свидетельствуют многочисленные жалобы их клиентов. За последние 7 лет в Нацбанк поступило более 52,5 тысяч обращений от потребителей финансовых услуг. Регулятор в ответ принял 400 мер. Большинство жалоб связано с непрозрачными условиями, отсутствием в договорах перечня комиссий, ставок вознаграждения и навязыванием услуг, к примеру, таких как страховой полис, который должен быть добровольным, и к тому же банк не имеет права заставлять оформлять договор с определенной страховой компанией. "Существует такое количество комиссий, которые народ просто не понимает. Но все в договорах написано, а клиенты просто невнимательно читают эти договора, а потом рассказывают истории о скрытых комиссиях, воровстве и заговорах", — сказал Александр Терентьев. Александр Терентьев, директор департамента по защите прав потребителей финансовых услуг Нацбанка РК Однако в Нацбанке пока не могут ответить на простой вопрос: почему из 100% страхования жизни и здоровья заемщиков в 80% случаев они не сработали, то есть клиент оплатил страховку, которую оформил банк, а при наступлении страхового случая ничего не получил. Другая проблема, о которой рассказал директор департамента по защите прав потребителей финансовых услуг, это безумные начисления неустоек несоразмерные долгу. "Заемщик не платил, а банк с удовольствием накручивал ему неустойки на протяжении нескольких лет, — говорит Терентьев. — Заемщик мог годами обращаться в банк, кричать: "Ребята я банкрот! Меняйте мне валюту займа, условия договора! Я хочу платить, но по таким ставкам не могу, либо заберите залоговое имущество и я больше с вами сотрудничать не буду!" Но на протяжении длительного времени эти вопросы не рассматривались банком". Банку выгодно, когда люди не платят, это позволяет накрутить свою сверхприбыль за счет штрафов и комиссий. В результате долг заемщика мог вырасти в 2-3 раза и даже человек, который получал неплохую зарплату, начинал с ужасом понимать, что никогда не вернет долг банку. "При займе условно в 10 миллионов тенге долг вырастал до 30-40 миллионов", — уточнил Терентьев. При этом банки могли 100% тех средств, которые попадали на счета или карточки клиента, забрать в счет погашения долга и люди оставались вообще без средств к существованию. Суровые меры регулятора "В 2015 году мы внесли больший блок поправок в закон. Теперь, по действующему законодательству, по истечении 180 дней просрочки действие договора приостанавливается, то есть никакие дополнительные суммы уже не начисляются", — уточнил Терентьев. Этими же поправками в законодательстве банкам запрещено в одностороннем порядке изменять условия займа и вклада, забирать пособия и социальные выплаты, вводить дополнительные комиссии. Кроме того Нацбанк запретил кредитным организациям взимать более 0,5% от суммы просроченного платежа в день и обязал указывать в договорах полный перечень комиссий и тарифов по займу. Еще регулятор запретил выдавать займы в иностранной валюте, если человек получает зарплату в тенге и запретил одобрять кредит, если платеж по нему превышает 50% дохода заемщика. "Раньше банки выдавали кредиты практически на остановках, теперь эти остановки сносят, чтобы банки кредиты так не выдавали", — сказал Терентьев. Социальный портрет банковского должника Впрочем, все эти меры были приняты регулятором после того, как масса заемщиков-неплательщиков достигла критического объема. В Нацбанке уже даже успели набросать социальный портрет злостного неплательщика. По описанию Терентьевым, портрет банковского неплательщика выглядит следующим образом: разведенная женщина с детьми. "Когда в семье наступают финансовые трудности мужчины, как правило, оставляют женщину и ипотечный долг остается на ее плечах. Она бы рада отдать банковский кредит, да нечем, — рассказал Терентьев. – Вот эту категорию гражданок мы решили поддержать". В Нацбанке выделили 130 миллиардов тенге, чтобы помочь социально уязвимым слоям населения (СУСН или сусэнам – как их ласково называют в Нацбанке) расплатиться с кредитом. "С 2015 года и до сих пор реализуется программа помощи ипотечно-жилищных заемщиков, — говорит Терентьев. — Эту программу часто критикуют и мы вносим бесконечное число изменений, но тем не мене она работает. 20 тысяч заемщиков эта программа уже охватила". По условиям программы заемщику прощается сумма просроченного вознаграждения, пеня и комиссии. Кроме 130 миллиардов Нацбанк взял на себя расходы по выплате госпошлины за сусэнов и компенсации курсовой разницы, если кредит был в иностранной валюте. "Подано заявок более 29 тысяч на сумму основного долга 214 миллиардов тенге. Одобрено 23 тысячи заявок на сумму 141 миллиардов тенге", — уточнил цифры Терентьев и добавил, что количество выделенных денег (130 миллиардов) и сумма долга людей желающих получить рефинансирование разнится в 70 миллиардов. – Но программа действует в течение 10 лет и имеет револьверный характер, то есть деньги которые возвращаются, идут на погашение займов других заемщиков. За 10 лет мы планируем охватить около 40 тысяч заемщиков". Кроме того, по его словам, сейчас в Нацбанке рассматривают две идеи. Первая – это всех валютных заемщиков перевести по курсу 188, 5, то есть по курсу до момента отправления тенге в свободное плавание (это примерно 30 тысяч займов). А вторая идея – неплатежеспособных сусэнов перевести на долгосрочную аренду с правом выкупа.

Нацбанк РК: банки идут на разные уловки, чтобы больше получить с заемщика
© Sputnik Казахстан