Ещё

Рискованная ставка. Почему иностранные букмекеры не идут в Россию 

За прошедшие два года с начала формирования в России легального сегмента букмекерского бизнеса в страну пришел только один зарубежный букмекер. Проект запустили принадлежащее A&NN Investments ООО «Диджитал Беттинг» и крупный игорный холдинг GVC, в структуру которого входят такие известные бренды, как bwin, Ladbrokes Coral и Sportingbet. Остальные букмекеры, включая популярные международные компании William Hill, Paddy Power и Bet365, пока не спешат выходить на российский рынок. Сейчас в нашей стране зарегистрировано всего 29 контор, в то время как, например, в Великобритании их количество достигает 300.
Российский букмекерский рынок растет. Его участники отмечают, что число активных клиентов, ставок и их общая сумма на время ЧМ-2018 увеличились в два-три раза по сравнению с обычными месяцами. По предварительной оценке, объем отрасли в указанный период (200–250 млрд рублей) составил треть от всего объема за 2017 год (не менее 677 млрд рублей). Ожидается, что в течение следующих 5 лет этот показатель вырастет до 1,5 трлн рублей в год.
Приход международных брендов на российский рынок мог бы придать дополнительный импульс букмекерскому бизнесу в стране, повысить качество продуктов в этом сегменте и увеличить отчисления на развитие спорта.
С момента начала блокировки интернет-ресурсов офшорных букмекеров в 2016 году доля легального сегмента онлайн-ставок достигла 40–50%. И очевидно, что принимаемые государством меры (запрет перевода денег таким компаниям, блокировка их сайтов в поисковой выдаче, планируемое упрощение процедуры идентификации участников пари) будут способствовать росту этого показателя, и, следовательно, количество игроков на площадках офшорных букмекеров начнет снижаться. Однако эксперты отрасли отмечают, что международные бренды не спешат выходить на российский рынок по нескольким причинам.
Высокий порог входа
Чтобы легально принимать ставки в России, каждый букмекер обязан получить лицензию (Федеральной налоговой службы), и требования здесь крайне высоки. Уставный капитал должен быть сформирован только денежными средствами и составлять не менее 100 млн рублей; стоимость чистых активов в течение всего времени работы компании — не менее 1 млрд рублей; также нужна банковская гарантия размером 500 млн рублей минимум на 5 лет. Кроме того, букмекер должен состоять в саморегулируемой организации и внести по меньшей мере 30 млн рублей для формирования компенсационного фонда.
Для активного запуска необходимо заложить 10 млн долларов в год на маркетинговый бюджет, а также не менее 4 млн долларов за аналогичный период на фонд оплаты труда и иные расходы. В итоге для того, чтобы начать полноценную деятельность, букмекеру только в течение первого года нужно проинвестировать более 2 млрд рублей (около $31 млн).
Даже для крупных международных компаний такие вложения чересчур велики. Для сравнения: букмекерская лицензия в Кюрасао (одной из наиболее популярных юрисдикций для ведения такого бизнеса) стоит до $34 000.
Непрозрачное государственное регулирование отрасли
Неопределенность политики властей в букмекерской сфере создает серьезные угрозы для игроков рынка. Отсутствие государственной стратегии или хотя бы видения развития отрасли на ближайшие 3–5 лет, о котором было бы объявлено публично, повышает риски как для действующих, так и для рассматривающих возможность выхода в Россию букмекеров и делает их бизнес менее устойчивым. Это чревато потерей инвестиций. К примеру, в Соединенном Королевстве действует стратегия развития на 2018–2021 годы, разработанная национальной Комиссией по азартным играм.
По мнению большинства опрошенных экспертов отрасли, в ближайшем будущем не стоит ожидать либерализации законодательства РФ в части регулирования букмекерского бизнеса. Иностранцы считают такого рода инвестиции в нашу страну высокорискованными в связи с постоянным изменением нормативно-правовой базы исключительно в репрессивную сторону, утверждает глава Подкомитета по букмекерской деятельности и тотализаторам Комитета по предпринимательству в сфере спорта, член совета Первой СРО букмекеров . «Нормативные акты пишутся противоречиво и непонятно, что приводит к правовым коллизиям и коррупционным проявлениям. Чувствуется, что в разработке отраслевого законодательства участвуют дилетанты. Представители и эксперты профильного бизнес-сообщества крайне редко приглашаются к работе. Планировать развитие компании в такой ситуации и производить долгосрочное инвестирование становится практически невозможным».
За исключением законопроекта о решении проблемы двойной идентификации, других положительных изменений в законодательстве не предвидится, считает юрист «Правовой линии» Мария Лепщикова.
Государственное регулирование букмекерской отрасли запутанно. «Разобраться в хитросплетениях сложно: СРО, ЦУПИС, банковские гарантии, налогообложение, отчисления в федерации», — подчеркивает эксперт беттинг-рынка . По его словам, сейчас любая российская букмекерская компания так или иначе нарушает закон, но не по умыслу, а из-за противоречий в его нормах.
Авторитетные европейские фирмы всегда серьезно подходят к соблюдению внутреннего законодательства в области азартных игр государства, на рынок которого они планируют попасть, отмечает пресс-секретарь БК «Леон» : «Любой букмекерский бренд из Европы предпочитает не связываться с той страной, где регуляторные нормативы мешают прогрессу бизнеса или могут трактоваться неоднозначно».
«Инвестировать в бизнес, правила которого за следующие пару лет могут кардинальным образом измениться, неинтересно для европейцев и американцев, слишком венчурно, тем более если у них нет в этой стране решающего слова», — утверждает Сергей Ефименко.
В ближайшие годы оборот российского рынка может вырасти в три раза, но западные букмекеры настороженно относятся к нормативной среде и очень сложной и небезопасной правовой базе в России, подчеркивает бывший топ-менеджер Betfair Милена Иванова.