Российско-туркменистанские отношения. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 августа 2018 года в Сочи президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов встретится с российским лидером Владимиром Путиным. По сообщению пресс-службы Кремля, лидеры двух стран планируют рассмотреть "ключевые вопросы развития двустороннего сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-образовательной и культурно-гуманитарной сферах, а также актуальные региональные проблемы". Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о российско-туркменистанских отношениях. Договорная база Дипломатические отношения между Россией и Туркменистаном установлены 8 апреля 1992 года. По данным МИД РФ, между странами подписано более 100 соглашений и договоров межгосударственного, межправительственного и межведомственного характера. Основополагающим является Договор о дружбе и сотрудничестве от 23 апреля 2002 года (сменил аналогичный документ от 1992 года). 2 октября 2017 года президенты РФ и Туркмении Владимир Путин и Гурбангулы Бердымухамедов подписали межгосударственный договор о стратегическом партнерстве (вступил в силу 11 августа 2018 года). В основе торгово-экономического сотрудничества двух стран - около 30 двусторонних документов, включая межправительственные соглашения о свободной торговле от 11 ноября 1992 года и о торгово-экономическом сотрудничестве от 30 августа 2008 года. С февраля 2003 года работает межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству. Ее последнее заседание состоялось 21 февраля 2017 года в Москве. Для расширения двустороннего экономического взаимодействия в 2007 году в России был учрежден российско-туркменистанский деловой совет, в конце 2008 года аналогичный орган создан в Туркмении. Торговля Россия является одним из крупнейших экономических партнеров Туркменистана после Китая и Турции. Основные товары российского экспорта - металлы и изделия из них, машины, оборудование и транспортные средства, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. В импорте России преобладают продукция химической промышленности, включая каучук и пластмассы, текстиль и изделия из него, обувь, а также машины, оборудование и транспортные средства. По данным ФТС России, в 2017 году объем внешнеторгового оборота между двумя государствами снизился более чем на 52% по сравнению с 2016 годом, составив $428,3 млн (в 2016 году - $901,9 млн). Экспорт из РФ в Туркменистан в 2017 году - $343,8 млн, из них $34,3 пришлось на продукцию химической промышленности, $31,2 млн - промышленное оборудование, $26,7 млн - на суда, лодки, плавучие конструкции. Импорт из Туркменистана в РФ составил $84,5 млн, при этом основная продукция - хлопок ($31,1 млн), изделия из полимеров ($29,1 млн) и текстиль ($14,6 млн). Сотрудничество в газовой сфере Туркмения является вторым после России производителем и экспортером газа на постсоветском пространстве. По данным экспертов, запасы газа в республике составляют порядка 24,3 трлн куб. м (точные данные не публикуются), и по этому показателю Туркмения занимает четвертое место в мире. В апреле 2003 года в Москве президентами двух стран Владимиром Путиным и Сапармуратом Ниязовым было подписано соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли на 25 лет. В рамках этого документа ООО "Газэкспорт" (с 2006 года - ООО "Газпром экспорт", дочерняя компания "Газпрома") и корпорация "Туркменнефтегаз" подписали долгосрочный контракт купли-продажи туркменского природного газа ($44 за один куб. м). Соглашение и контракт вступили в силу 1 января 2004 года. До апреля 2009 года Россия оставалась главным импортером туркменского газа; ежегодно "Газпром" закупал около 50 млрд куб. м голубого топлива. В декабре 2009 года было подписано дополнение к контракту 2003 года. В соответствии с ним, поставки топлива в Россию должны осуществляться на основе формулы цены, которая полностью соответствует условиям европейского газового рынка (порядка $240 за куб. м). В результате объем экспорта был уменьшен, в первую очередь из-за повышения цен на голубое топливо. Если с 2010 года Туркмения поставляла в Россию около 11 млрд куб. м газа ежегодно, то к 2015 году поставки были снижены до 4 млрд куб. м. В январе 2016 года государственный концерн "Туркменгаз" получил уведомление от ООО "Газпром экспорт" о прекращении закупок газа, в котором официальной причиной было названо "серьезное нарушение контракта" туркменской стороной. По мнению экспертов, прекращение поставок стало следствием разногласий из-за ценовой политики. В апреле 2017 года зампредседателя правления "Газпром" Валерий Голубев сообщил, что компания не планирует возобновлять покупку топлива в Туркмении на фоне роста производства газа и его профицита в РФ. Летом 2017 года в Стокгольмском арбитраже должны были состояться слушания по требованиям "Газпрома" пересмотреть цену на закупленный у "Туркменгаза" газ в период с 2010 по 2015 год. Однако в ноябре 2016 года стало известно, что "Газпром" и "Туркменгаз" приостановили арбитражное разбирательство до 31 декабря 2018 года "для нахождения взаимоприемлемого решения о дальнейшем сотрудничестве". В июле 2018 года замглавы Минэнерго РФ Анатолий Яновский сообщил журналистам, что "Газпром" может возобновить переговоры о закупке газа у Туркмении осенью. Статус Каспия Россия и Туркмения вместе с Казахстаном, Азербайджаном и Ираном входят в число Прикаспийских государств. Статус Каспийского моря, прогнозные углеводородные ресурсы которого (нефть и газ) оцениваются в пределах 18 млрд т условного топлива, а доказанные запасы - до 4 млрд т, долгие годы был не определен. Из-за несовпадения позиции по многим вопросам, тема статуса Каспия являлась одной из регулярно обсуждаемых во время двусторонних российско-туркменистанских переговоров. Туркменистан, как Азербайджан и Казахстан, предлагал разграничить море по срединной линии. Россия выступала лишь за разграничение недр и шельфа Каспия, кроме раздела его акватории. 12 августа 2018 года на V Каспийском саммите в Актау президенты России, Казахстана, Ирана, Азербайджана и Туркменистана подписали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. В документе, в частности, зафиксировано, что стороны получают права на добычу водных биоресурсов в пределах 25 морских миль прибрежного пространства: национальный суверенитет будет распространяться на 15 морских миль плюс 10 примыкающих к ним "рыболовных". Вопрос разграничения дна и недр Каспия будет урегулирован дополнительными соглашениями. Межрегиональное сотрудничество На региональном уровне с Туркменией сотрудничают порядка 60 субъектов РФ. Основная часть торгового оборота приходится на долю десяти российских регионов: Санкт-Петербурга, Москвы, Астраханской, Свердловской, Челябинской, Нижегородской, Московской, Волгоградской, Ростовской областей и Республики Татарстан. У Туркмении действуют соглашения о сотрудничестве с Астраханской, Свердловской областями, Татарстаном и Санкт-Петербургом. Гуманитарное сотрудничество В сентябре 2008 года в Ашхабаде по инициативе президентов двух стран открылся филиал Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина. В марте 2009 года было подписано межправительственное соглашение о взаимном признании документов государственного образца об образовании. По словам заместителя министра иностранных дел РФ Григория Карасина, в российских вузах учатся более 20 тыс. туркменских студентов (данные на май 2018 года). 18 мая 2018 года в селе Фунтово Астраханской области, где большую часть населения составляют туркмены, была открыта первая в России школа, построенная на средства Туркмении и по инициативе главы республики Гурбангулы Бердымухамедова. В Ашхабаде уже более 15 лет функционирует российско-туркменская средняя общеобразовательная школа им. А. С. Пушкина. Вопросы двойного гражданства 23 декабря 1993 года между странами было заключено межгосударственное соглашение об урегулировании вопросов двойного гражданства (вступило в силу в 1995 году; заключено на пять лет с автоматическим продлением на последующие пятилетние сроки). В соответствии с документом, РФ и Туркмения признали за своими гражданами право получать второе гражданство другой стороны. 10 апреля 2003 года президенты Владимир Путин и Сапармурат Ниязов подписали протокол о прекращении действия соглашения. Однако этот документ не был ратифицирован Госдумой РФ, поэтому российское посольство продолжало принимать заявления о вступлении в гражданство. В 2003 году Ашхабад в одностороннем порядке объявил о непризнании института двойного гражданства, в конституцию республики были внесены соответствующие изменения. В мае 2015 года Туркмения отказалась продлевать договор от 23 декабря 1993 года на очередные пять лет. МИД РФ расценил этот шаг туркменской стороны как правомерный. Несмотря на то, что Россия до сих пор не ратифицировала протокол о прекращении действия соглашения 1993 года, теперь гражданам Туркмении для получения российского гражданства необходимо предъявить документ о выходе из гражданства своей страны.

Российско-туркменистанские отношения. Досье
© ТАСС