Финансирование крестьянской реформы 1861 года и первая ипотечная программа
Москва, 18 августа - "Вести.Экономика" Для того, чтобы провести крестьянскую реформу и отменить крепостное право в условиях дефицита бюджета, государству пришлось прибегнуть к сложной финансовой схеме: обеспечить кредитами крепостных и долговыми бумагами помещиков. Очерк об истории фондового рынка подготовлен сотрудниками инвестиционной компании «АТОН». Крестьянская реформа 1861 года наделяла крепостных личной свободой, но не землей – она оставалась у помещиков. Правда, крестьяне получали право выкупить у помещиков земельные наделы. Однако у большинства из них денег на это не было. Поэтому государство взяло на себя роль посредника – оно выдавало бывшим крепостным целевые ссуды на 49 лет. В течение этого времени крестьяне должны были платить в казну ежегодные выкупные платежи в размере 6% от суммы долга (полпроцента предназначалось для покрытия расходов по организации и ведению выкупной операции, а остальные 5½% — на уплату процентов по выданным помещикам процентным бумагам и на погашение выкупного долга). Фактически, это была государственная ипотечная программа. И эта программа требовала огромных средств казны, которых не было. В XIX веке дефицит бюджета был хроническим. Поэтому правительство прибегло к кредиту и выдало выкупные ссуды процентными бумагами. Итак, какими были эти «процентные кредитные бумаги»? К ним относятся: 5% выкупные свидетельства; 5,5% непрерывный доход, выдававшийся по «письмам» Председателя Главного выкупного учреждения; 5,5% непрерывно-доходные свидетельства; 5,5% ассигнованный доход без выдачи свидетельств. С первых лет Крестьянской реформы помещикам выдавались 5% выкупные свидетельства в счет выкупных ссуд по имениям, в которых крестьяне состояли на оброке. Для получения процентов необходимо было предъявить сами свидетельства, в казначействах на них делали соответствующую надпись и ставили специальный штемпель. Свидетельства погашались при обмене их на банковские билеты. Выдача выкупных свидетельств в зачет выкупных ссуд была прекращена в 1874 году, а с 1875 – начался обмен свидетельств на 5% банковские билеты. Пятипроцентные банковые билеты свободно обменивались по нарицательной цене (т.е. рубль за рубль) государственными кредитными учреждениями. Погашение этих пятипроцентных билетов должно было производиться тиражами в течение 49 лет. Помещикам, в имениях которых крестьяне состояли на «издельной повинности», т.е. на барщине, часть выкупных ссуд выдавалась 5,5% свидетельствами по выкупу (рентами). С 1864 года на получение 5,5% дохода стали печатать в Экспедиции заготовления государственных бумаг особые свидетельства на специальных бланках. Выкупные свидетельства, выдававшиеся неименными, не имели хождения и не могли быть обменены на деньги. Они принимались лишь в залог по различным обязательствам частных лиц с казною. Выкупные свидетельства, так же как и банковые билеты, приносили 5% годового дохода. Они в течение 15 лет должны были быть обменены на банковые билеты разными частями по истечении каждых пяти лет. Выпуск 5,5%-ных свидетельств был прекращен в 1870 году. В отличие от 5% выкупных свидетельств, их не обменивали на 5%-ные банковские билеты, они оставались в обращении. Но в 1874 году Государственный Совет постановил обменять существовавшие свидетельства на 5,5% свидетельства нового образца, которые были снабжены отрезными купонами и в отношении обращения и оплаты были приравнены к 5% банковским билетам первого и второго выпусков. Из Положения 1861 года «О выкупе крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости…»: «Содействие (от правительства при приобретении крестьянами в собственность, вместе с усадебною оседлостью, полевого надела) заключается в том, что правительство ссужает под приобретаемые на этом основании земли определенную сумму с рассрочкою крестьянам уплаты оной на продолжительный срок и само взыскивает следующие с них платежи как в счет процентов по выданной ссуде, так и на постепенное погашение долга. Означенная сумма выдается помещику процентными кредитными бумагами». При выдаче помещику выкупной ссуды из нее удерживался долг кредитным учреждениям, лежавший на имении. Если долг превышал размер выкупной ссуды, но не был при этом выше нормального размера установленной банковской ссуды, то излишек долга переводился на землю, остававшуюся в распоряжении помещика. Если же банковый долг превышал не только выкупную ссуду, но и нормальный размер банковской ссуды, то по требованию кредитного учреждения излишек долга мог быть пополнен из дополнительного платежа, вносимого крестьянами помещику. К началу 1881 года, то есть за 20 лет с начала реформы, помещики получили от государства 5%-ных банковских билетов на 168,3 млн рублей, 5%-ных выкупных свидетельств — еще на 191,5 млн рублей, 5,5%-ных выкупных свидетельств – на 67,6 млн рублей. Всего выкупная операция, цель которой была компенсировать потери бывших владельцев крепостных душ, обошлась государству в громадную сумму — более 400 млн рублей. Это примерно все доходы казны в 1861 году. Выкуп всех надельных земель бывших помещичьих крестьян должен был окончиться в 1932 году, но выкупные платежи были прекращены с 1 января 1907 года в рамках столыпинской аграрной реформы. В исторической литературе нет единого мнения о том, была ли выкупная операция выгодна для крестьян. Долгое время указывалось, что цена земли, назначенная правительством, была многократно выше рыночной и отмена крепостного права произошла на невыгодных для крестьян условиях. Кроме выкупных платежей в размере 867 млн рублей, крестьяне заплатили еще 703 млн в виде процентов. Однако, есть другое мнение. Если учесть, что выкупная оценка наделов не менялась вплоть до окончания программы, то есть до 1906 года, при этом тяжесть выкупных платежей постепенно снижалась, а реальная ценность надельной земли возрастала, то, в конечном счете, крестьяне выиграли. Оценка стоимости выкупной операции для крестьян является предметом споров. Но есть и бесспорные факты: обращение к кредиту и выпуск выкупных свидетельств сыграли колоссальную роль при реформировании важнейших социальных отношений в условиях дефицита государственного бюджета. Кстати, после отмены крепостного права исключительно быстрыми темпами начала расти численность крестьянского населения. По сути, крестьянская реформа – это пример того, как фондовый рынок помог решить острую социальную проблему Российской империи. Материал подготовлен совместно с зав. кафедрой исторической информатики, руководителя Центра экономической истории МГУ им. М.В.Ломоносова, член-корреспондента Российской академии наук, профессора, доктора исторических наук Леонида Бородкина и старшего преподавателя кафедры исторической информатики исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидата исторических наук Анны Дмитриевой.