«Эта площадка отвращает своим внешним видом». Центральный рынок в Кирове теряет продавцов и покупателей
Грязь, бардак, ужас Центральный рынок не первый год входит в число самых низкоэффективных МУПов Кирова. Он приносит городскому бюджету около 7 млн рублей в год и из-за нехватки денег на ремонт находится в ужасном состоянии. Посетители, которых становится все меньше, жалуются на грязь, неприятный запах и холод в помещениях, а также на плохой ассортимент. «Сколько лет этому рынку, а вот облагородить его, сделать ремонт не могут, – пишут горожане в соцсетях. – Грязь, работники все без формы, бардак, ужас. Деньги за аренду мест руководство рынка берет добросовестно. Плату за такой страшный, грязный туалет берут тоже добросовестно, а отремонтировать не могут. Вот в Йошкар-Оле рынок цивилизованный, чистый, светлый, все продавцы в форме, да и туалет там бесплатный. Не позорьте город, не жадничайте, наведите порядок на рынке». Городские власти с такой оценкой соглашались, но сетовали: у города нет 1 млрд рублей, чтобы привести рынок в порядок. Очереди из инвесторов, готовых вложиться в объект, в Кирове тоже не наблюдалось. Видимо, отчаявшись найти инвестора, в 2017 году городские власти решили продать Центральный рынок. Акции МУПа администрация Кирова оценила в 220 млн рублей. Правда, далеко не все поддержали это решение. Многие депутаты гордумы заявили, что если и продавать рынок, то не за такие смешные деньги, а как минимум за 0,5 млрд рублей. Видимо, их услышал новый глава администрации Кирова Илья Шульгин. Он заявил, что предприятие принесет в бюджет неплохие деньги, если наладить его работу. Зимой Шульгин дал руководству МУПа поручение привести в порядок территорию, торговые площадки, обеспечить соблюдение санитарных норм, расширить ассортимент. Сити-менеджер тогда признался, что и сам не понимает, как сотрудники рынка работают в таких условиях. Не изменилось ничего, кроме погоды В июле Илья Шульгин снова посетил рынок и пришел к выводу, что «не изменилось ничего, кроме погоды». Хотя кое-что руководство все же сделало: обновили асфальт на территории, закупили несколько торговых домиков и оборудовали парковку. «Не выполнена ни одна из договоренностей, – констатировал во время июльского визита сити-менеджер. – Рынок по-прежнему в грязи, по-прежнему условия для торговли не выдерживают никакой критики, ассортимент продукции по-прежнему стремится к нулю». Через месяц после этого визита Ильи Шульгина власти все-таки решили расстаться с директором МУПа Игорем Палкиным. Из слов Ильи Шульгина, которые приводит пресс-служба мэрии, ясно, что ему не понравились рассуждения руководства МУПа относительно того, кто должен платить за обновление объекта. Комментарии представителей администрации рынка, которые они давали кировским СМИ на условиях анонимности, говорят о том, что многие претензии они считают беспочвенными. Судя по всему, руководство рынка не считало нужным (или возможным – прим. ред.) найти средства на масштабное обновление объекта. Также не было понимания, как за несколько месяцев решить проблемы, которые копились годами. Шульгин этой точки зрения не разделял. На последней встрече с журналистами он заявил, что создавать концепцию развития рынка – задача не городских властей, а руководства МУПа. «Наш рынок, к великому стыду, не является центром притяжения ни для покупателей, ни для производителей продукции, – констатировал Илья Шульгин. – На сегодня это площадка, которая отвращает своим внешним видом, техническим состоянием. Будем наводить здесь порядок». Однако нужен ли этот порядок самим кировчанам, пока не ясно. Торговцы утверждают, что покупателей с каждым годом становится все меньше и меньше – в прошлом году пустовали около 30 % торговых площадей объекта. В соцсетях кировчане пишут, что «у них нет ни одной причины, чтобы посещать это место», что «с развитием торговли рынок стал пережитком прошлого», что «после заказной посадки Лузянина стал никому не нужен» и что «убыточное предприятие исчезнет в недалеком будущем». Сами арендаторы улучшений, кажется, тоже не ждут. Фермеры, которых власти так хотят видеть на рынке, не могут позволить себе затраты на транспортировку, хранение и сертификацию продукции. Садоводы, торгующие урожаем возле здания, не готовы платить за аренду даже 25 рублей в день и предпочитают торговать на улице. Продавцы одежды жалуются, что пенсионеры – их основные клиенты – тратят на покупку вещей мало денег, а молодежь предпочитает одеваться в магазинах. Фермеры не спасут Эксперты утверждают, что даже хороший ремонт не сделает рынок высокоприбыльным. Властям предлагают не надеяться на немногочисленных фермеров, а подумать над использованием рынка в качестве выставочной площадки, точки общепита, места для проведения развлекательных мероприятий. Почти все эксперты сходятся в том, что муниципальные власти редко оказываются способны на внедрение таких инноваций. Экс-депутат гордумы, предприниматель Алексей Кузьмин считает, что МУПы, такие, как «Центральный рынок» или «АТП», может спасти смена засидевшихся менеджеров либо выгодная для города приватизация. «При неумелом и нечестном менеджменте даже самое успешное и потенциально прибыльное предприятие можно превратить в бездонную бочку для вливания бюджетных средств и помойку из имущества, содержащегося на балансе, – рассуждает Кузьмин. – 18 самых крупных городских предприятий обладают различными активами на 3,7 млрд рублей». Городские власти пока не знают, как именно сделать рынок прибыльным, но дают понять, что собираются держать его под своим контролем. Основной упор все еще делается на привлечение местных товаропроизводителей. «Рынок носит отчасти и социальный характер – там любой фермер должен иметь возможность продать то, что он произвел у себя на земле, будучи защищенным от поборов, – утверждает Илья Шульгин. – Такая площадка должна быть муниципальной. Даже если привлекается инвестор, управление объектом должно оставаться за городом». Фото: администрация города Кирова