Электронная оплата проезда в скором времени должна стать реальностью для всей Нижегородской области
Первым на этот путь встал Нижний Новгород. Однако несмотря на успешное внедрение транспортных карт, сейчас эксперимент пришёл к неожиданному этапу: администрация Нижнего Новгорода пытается через суд получить в собственность автоматизированную систему контроля оплаты проезда (АСКОП). Как же это судебное разбирательство может отразиться на пассажирах? Судный день Автоматизированная система контроля оплаты проезда начала внедряться на территории Нижнего Новгорода с 2012 года, когда между администрацией и компанией-разработчиком «Новакард» было заключено соответствующее соглашение. По условиям этого соглашения через пять лет АСКОП должен был перейти в собственность мэрии. На этом она и настаивает в суде. Однако разработчик обратился в суд со встречным иском, требуя расторжения соглашения. – Соглашение, которое было подписано в 2012 году между «Новакардом» и администрацией, по сути не было исполнено, поскольку изменилось законодательство, нормативная база, и проект стал развиваться по другой схеме. В настоящее время система функционирует не на основе соглашений, а на основе договоров, которые муниципальные предприятия заключат с оператором системы – компанией «Ситикард», – сообщили в «Новакарде». Когда в «Новакарде» говорят об изменившемся законодательстве, имеется в виду, что не мэрия, а сами муниципальные перевозчики обязаны объявлять открытый конкурс на внедрение АСКОП, что и было сделано «Нижегородпассажиравтотрансом», «Нижегородэлектротрансом» и «Нижегородским метро». Единственной компанией, которая заявлялась на конкурсы, была «Ситикард» (дочка «Новакарда»). В Нижегородской области подобную услугу больше никто не оказывает. Источник, близкий к компании «Новакард», считает, что судебное разбирательство может быть чистой формальностью, чтобы обе стороны могли выйти из соглашения. С другой стороны, это далеко не первый конфликт, который возник в ходе внедрения электронной оплаты за проезд. Тянут-потянут Первый скандал грянул уже через год после заключения соглашения. Тогдашний директор департамента транспорта и связи Олег Семечкин заявил о намерении расторгнуть договор с «Новакардом», поскольку в мэрии посчитали, что внедрение системы затягивается. К тому времени дело не пошло дальше установки валидаторов. Однако было достигнуто мировое соглашение. На транспортные карты перевели сначала льготников, затем стали подтягиваться обычные пассажиры. Параллельно шли споры о том, насколько адекватна цена, которую муниципальные предприятия платят «Новакарду» за АСКОП. Дело в том, что вся система внедряется за счёт средств компании-разработчика. Окупить затраты в «Новакарде» рассчитывали постепенно. Сначала речь шла о семи процентах с каждой транзакции, то есть с каждой оплаты проезда транспортной картой. Однако к тому моменту, когда муниципальные перевозчики подошли к заключению договора, процент был снижен до пяти. Правда, и эта ставка вызывала недоумение у тогдашнего главы «Нижегородпассажиравтотранса» Дмитрия Цыганкова, при котором на муниципальных автобусах вернулись бумажные билеты. Цыганков объяснял это техническим сбоем, а позже признался: таким образом НПАТ решил сэкономить: комиссионные по нять процентов за каждый электронный билет обходились утопающему в долгах предприятию в 1,5 млн рублей в месяц. В январе 2017 года долг муниципального перевозчика перед «Новакардом» оценивался в 47 млн рублей. К январю 2018 года долг уменьшился до 38 млн рублей. Сейчас, как говорят в «Новакарде», ставка для муниципальных предприятий снижена до четырёх процентов. К муниципальным перевозчикам тем временем подтягиваются и частные, которые, впрочем, пока не подключены к тарифной линейке муниципалитета ввиду отсутствия возмещения за перевозку льготников. Это должно произойти в 2019 году, и тогда система наконец заработает полноценно. Параллельно решается вопрос с внедрением АСОП на территории всего региона. В «Новакарде» не скрывают, что готовы взять на себя весь регион. Техническая возможность для этого есть. Но никаких чётких договорённостей на этот счёт пока не существует. – В Нижегородской области сейчас проходит процедура утверждения порядка функционирования АСОП пассажиров на автомобильном или городском электротранспорте на территории региона, который определяет правила и условия взаимодействия сторон, возникающие при осуществлении оплаты проезда пассажиров с использованием электронных средств платежа. Говорить об условиях выбора оператора пока преждевременно, – сообщили в министерстве транспорта и автомобильных дорог. Материальное положение у муниципальных перевозчиков в области ничуть не лучше положения НПАТ. Поэтому немаловажным при достижении договорённостей будет цена, которую запросит оператор за свои услуги. Как бы то ни было, самое важное, чтобы от грядущих перемен пассажиры только выиграли. Точные сроки полного внедрения электронной оплаты проезда в Нижегородской области пока не называются.