У бизнес-омбудсмена Приморья возникли претензии к властям Владивостока

Они касаются схемы нестационарных торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов (НТО) во Владивостоке до сих пор вызывает множество дискуссий. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае Марина Шемилина получила уже около 20 обращений от предпринимателей, владельцев НТО, которые считают, что их права были нарушены. По мнению бизнес-омбудсмена, в данном вопросе должны обязательно соблюдаться следующие три принципа. НТО, входящие в схему, должны быть идентифицированы, то есть быть «привязаны» к конкретному субъекту предпринимательской деятельности, ревизия НТО не должна подменяться безосновательным сносом. И наконец, предприниматели должны иметь возможность размещать НТО на срок не менее семи лет и иметь преимущественное право продления договорных отношений. При этом, по мнению бизнес-омбудсмена, владельцы НТО должны осуществлять платеж за право пользования общими ресурсами, но не платить за размещение, если они уже находятся в схеме. Постановление администрации приморского края №171-па «Об утверждении порядка отбора претендентов на право включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Приморского края» было принято 17 апреля 2018 года. Приказ департамента лицензирования и торговли Приморского края «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Приморского края схем размещения нестационарных торговых объектов» от 15 декабря 2015 года №114 претерпел изменения 12 апреля 2018 года. Во исполнение указанных нормативных актов администрация города приняла муниципальный акт, к нормам которого у бизнес-омбудсмена есть претензии. Еще на стадии ОРВ проекта МПА уполномоченный направляла свои замечания, и часть их была принята, например по снижению стоимости оплаты за размещение НТО, однако ряд замечаний и рекомендаций уполномоченного не были учтены. Марина Шемилина направила письма с замечаниями главе города и прокурору города. Прокуратура внесла протест, который был рассмотрен администрацией на совещании под председательством главы города и с участием уполномоченного и представителя прокуратуры города. Например, в принятом муниципальном акте отсутствует норма по сроку, на который закрепляется хозяйствующий субъект в Схеме размещения НТО. Позиция бизнес-омбудсмена однозначна: во избежание коррупционных рисков необходимо следовать методическим рекомендациям Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, которые говорят о заключении договоров или соглашений по размещению НТО на срок не менее семи лет, после чего должна происходить пролонгация договорных отношений по преимущественному праву. Еще один принципиальный вопрос: плата за включение и нахождение в Схеме. «Гражданский кодекс четко говорит о том, что пользование общими ресурсами должны быть платными, здесь я согласна с позицией мэра и считаю ее совершенно правильной, — говорит Марина Шемилина. — Другое дело, что оплата за право включения в Схему уже ранее размещенных в ней НТО браться не должна, и прокуратура города также поддерживает эту позицию». Проблема незаконного сноса НТО также отражается в обращениях предпринимателей к омбудсмену. «Предприниматель получил акт проверки от административно территориального управления, — рассказывает Марина Шемилина. – Меня насторожило само поведение представителей АТУ: они не запросили никаких документов, они пришли с готовым актом, вручили продавцу, в акте было написано, что предприниматель нарушает земельное законодательство, а именно — что в схеме он отсутствует, и что до такого-то числа НТО нужно снести. Объект был расположен без наличия договора аренды земельного участка, что допустимо, и когда мы стали проверять, мы выяснили, что объект в Схеме есть!» По мнению уполномоченного, НТО, размещенные на законных основаниях, должны оставаться на местах. Просто так исключить из Схемы нельзя, должно быть предоставлено равноценное место, и это может быть обосновано, ведь город растет, развивается, корректируется Генплан, участок может понадобиться для муниципальных нужд или для реализации инвестиционного проекта. Во Владивостоке сейчас есть более актуальная проблема – нелегально размещенные НТО, и вот это поле для деятельности муниципальных органов. «Я хочу, чтобы предприниматели осознавали и свою ответственность. Например, НТО нельзя сдавать в аренду, и это стоит учитывать, необходимо соблюдать чистоту и порядок вокруг своего объекта. Или когда предприниматель получает место под размещение нестационарного торгового объекта, он указывает, какой объект он будет размещать, — говорит Марина Шемилина. — И если он получает разрешение под размещение киоска, то ряд холодильников рядом он не должен ставить, он не имеет на это права – он получил место под размещение киоска. В то же время при принятии Правил благоустройства я ставила вопрос по размещению таких стационарных торговых объектов, как холодильники в качестве самостоятельных НТО, например, те, в которых продают мороженое. Депутаты и администрация меня поддержали, единственное, предприниматели должны четко указывать, что конкретно намерены размещать». Бизнес-омбудсмен Марина Шемилина рассчитывает, что администрация города Владивостока в ближайшее время внесет поправки в муниципальный акт с учетом замечаний Уполномоченного, а это, в свою очередь, позволит сохранить малоформатный торговый бизнес, сохранит и преумножит поступления в местный бюджет, передает пресс-служба аппарата бизнес-омбудсмена. Предприниматели отозвались о реформе системы нестационарной торговли во Владивостоке Ранее был опубликован отчет о поступивших предложениях и замечаниях в рамках проведения публичных консультаций по проекту муниципального правового акта города Владивостока «Об утверждении Порядка, условий и сроков внесения платы за право включения хозяйствующего субъекта в схему размещения нестационарных торговых объектов (НТО) на территории Владивостокского городского округа». Ранее пресс-служба администрации сообщила, что во Владивостоке проходит реформа системы нестационарной торговли. «Администрации города предстоит «зачистить» общественные пространства от хаотичных и разномастных ларьков, портящих внешний облик приморской столицы. А в последующем размещение НТО в городе станет платным и на конкурсной основе», — говорится в сообщении. Глава Владивостока подчеркнул, что необходимо упорядочить хаотичную уличную торговлю, пересмотреть схему размещения НТО, исключить из нее лишние объекты, мешающие горожанам и портящие облик Владивостока, для остальных – разработать прозрачный и эффективный порядок работы на конкурсной основе. Доходы от работы НТО должны идти напрямую в городской бюджет, акцентировал он. Также Виталий Веркеенко поручил разработать единые требования к внешнему виду нестационарных торговых точек. В отчете, который опубликован на сайте городской администрации, собрано 25 замечаний к проекту постановления «Об утверждении Порядка, условий и сроков внесения платы за право включения хозяйствующего субъекта в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа» — как от отдельных предпринимателей, так и от бизнес-объединений, а также от уполномоченного по защите прав предпринимателей в Приморском крае. Девять замечаний было принято, 14 — отклонено. К примеру, коалиции киоскеров Приморского края и Владивостока пожаловались на «необоснованно высокую стоимость для размещения НТО на территории города Владивостока». Однако в мэрии парировали: «Плата за право включение хозяйствующего субъекта является разовым платежом и взимается с хозяйствующего субъекта исключительно за включение его в Схему, а не за размещение НТО, в связи с чем она не может быть сопоставима в разрезе ежемесячных платеже за пользование земельным участком». На замечание о том, что необходим переходный период перед принятием нового порядка работы владельцев НТО во Владивостоке в администрации отметили, что проект постановления разработан во исполнение постановления администрации Приморского края от 17.04.2018, который вступает в силу 18 июля 2018 года, и у администрации города Владивостока отсутствует право перенести срок исполнения полномочия по отбору претендентов на право включения в схему. «Считаю, что указанный проект порядка устанавливает необоснованно высокую стоимость за размещение нестационарных торговых объектов типа «лоток» и «автолавка», с учетом их маленькой площади, а также ставит в абсолютно неравные условия меня как предпринимателя, осуществляющего торговлю с «лотков и «автолавок» относительно предпринимателей осуществляющих торговлю с «павильонов», — отметил в отзыве на проект документа президент союза «Лига предпринимателей Владивостока» Павел Гетман. Полные тексты всех замечаний, а также решений по ним, доступны здесь (DOCX). Как передает пресс-служба администрации города, на сегодняшний день во Владивостоке насчитывается 1366 нестационарных торговых объектов, сообщили представители управления экономики и предпринимательства города. Такое количество неоправданно, учитывая, что задача системы НТО – обеспечить население необходимыми товарами в шаговой доступности, считают эксперты. Только в Ленинском районе города в схему НТО включены 218 объектов, притом что стационарные торговые точки здесь на каждом шагу, отметил начальник административно-территориального управления района Владимир Ковалевич.

У бизнес-омбудсмена Приморья возникли претензии к властям Владивостока
© Prim.News