Спросили. Что делать, если клиент отказывается платить

Александр Григорьев Если не платит, то и не заплатит никогда! Чем быстрее в суд, тем больше шансов хоть что-то забрать через банкротство! Максим Михайличенко, руководитель веб-студии В диджитале шутят: если нет дебиторки, то и деятельности нет. Есть клиенты, которые по чуть-чуть выплачивают долг — та же рассрочка. Некоторых ускоряет претензия, а с некоторыми надо идти в суд. Важно быть в контакте с клиентом и понимать его мотивы и возможности. Еще вариант — придержать результаты работы. В нашем случае — не передавать доступы к сайту, пока клиент не внесет постоплату за разработку (так и в договоре пишем). О получении дебиторки целые книги пишут — все слишком индивидуально, и в одном комменте не ответить. Ольга Овчинникова Сначала предложить рассрочку и подписать график платежей. А при несоблюдении графика — в суд. Никита Пушкин, индивидуальный предприниматель Если чем-то угрожать, то нужно быть готовым это выполнить. Но любые судебные издержки — в первую очередь время и лишняя головная боль. Но тут с оговоркой на сумму контракта, правда. Я бы выбрал вариант между: сначала все равно пойти на уступку, обговорить ситуацию, перечитать договор (вы же его заключили, верно?). Если это не сработает, а проект уже передан заказчику, то пригрозить судом и начинать искать в телефонной книжке друга-юриста. Один из таких друзей, кстати, уверял, что даже без договора доказать факт неоплаченных услуг возможно. Сложнее, но суд может встать на вашу сторону, даже если была только устная договоренность (главное, не удаляйте переписку).