Летом 2019-го Киргизия станет участницей энергетического рынка ЕАЭС
Перед уходом на летние каникулы депутаты парламента КР рассмотрели правительственные поправки в закон "Об электроэнергетике". Документ настолько спорный, что вернуться к его обсуждению народные избранники решили осенью. Общий киловатт Это уже вторая попытка подкорректировать энергетическое законодательство республики. Ранее группа парламентариев представила свое видение того, какими должны быть изменения, однако в последний момент депутатский вариант отклонили эксперты правительства по топливно-энергетическому комплексу. Затем кабинет министров представил собственный законопроект, к которому уже у законодателей возникло много вопросов. Но документ все-таки взяли за основу. Как пояснили "РГ" в парламенте, принять изменения в закон об электроэнергетике необходимо прежде всего потому, что в июле 2019 года Киргизия должна стать участницей единого энергетического рынка стран Евразийского экономического союза. - После аварии на ТЭЦ Бишкека в январе текущего года стало ясно, что ситуацию в отрасли необходимо менять и с реформами медлить больше нельзя, - убежден глава парламентского комитета по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию Кожобек Рыспаев. - С вхождением в общий рынок ЕАЭС активизируется взаимная торговля электроэнергией между участниками интеграционного пространства. Таким образом потребности населения государств - участников союза в свете и тепле по доступным ценам будут удовлетворены полностью. Однако пока в республике структуры энергосистемы разделены на конкурентные и монопольные виды деятельности. То есть генерация, передача и сбыт электро-энергии существуют как отдельные участники рынка. Ко всему прочему мы уже почти 30 лет живем в условиях рыночной экономики. Тепло и свет признаны товаром, а в законодательстве даже не были закреплены такие понятия, как "оптовый" и "розничный". Или вот такой пример. В Бишкеке сети на 35 кВ исчерпали свои возможности. Присоединение к ним новых мощностей невозможно. Давно назрела необходимость их реконструкции, но необдуманное решение о передаче проблемных линий распредкомпаниям приостановило все работы. Причем произошло это в нарушение действующего закона об электроэнергетике. Между тем, по словам парламентария, потенциал взаимовыгодного сотрудничества в этой области у государств ЕАЭС высок, и при вхождении республики в общий энергетический рынок киргизские производители электроэнергии смогут беспрепятственно торговать на централизованной евразийской площадке. Дышит на ладан Пока депутаты и правительство спорят об энергетическом будущем страны, ситуация в стратегической отрасли остается плачевной. Моральный и физический износ оборудования колеблется от 50 до 70 процентов, что, по мнению специалистов, создает высокий риск для его работы. К этому стоит прибавить недостаток оборотных средств, который сформировался из-за социально ориентированных тарифов на энергоносители и высокой дебиторской задолженности. Отмечается также рост потребления электроэнергии. Случается, что в отопительный сезон электрические сети перегружаются более чем в три раза по сравнению с летним периодом. Потребность в энергоносителях в республике продолжает стремительно расти, и эта тенденция сохранится. - Сегодня уже смело можно говорить о том, что существуют трудности с обеспечением энергоресурсами некоторых отраслей экономики Киргизии, - считает глава одной из местных энергокомпаний Али Водянов. - Надо признать, что действующие тарифы к сожалению, не покрывают расходов на выработку и передачу по распределительным сетям электрической и тепловой энергии. Ощущается острый дефицит средств. Денег катастрофически не хватает ни на ремонт старых сетей, ни на строительство новых. Энергетические компании находятся в сложном финансовом положении. По состоянию на начало апреля 2018 года долговые обязательства по энергосистеме страны превысили 98 миллиардов сомов. Так что если уж проводить реформы в энергетике, делать это надо исключительно в интересах национальной безопасности. В разных странах есть самостоятельный уполномоченный государственный орган, отвечающий за топливно-энергетический комплекс. Это ведомство формирует тарифы, распределяет заемные средства, которые используются для строительства новых объектов и так далее. Частные же компании занимаются выработкой и поставкой электроэнергии потребителям. Ведь отрасль как-никак стратегическая, значит, и контроль должен быть государственным. У нас же деньги хотят собирать все, а вот брать на себя ответственность за сделанное - никто. Взять, к примеру, открытие расчетного центра. Его деятельность на практике положительно сказалась бы на сокращении уровня потерь электроэнергии, повышении прозрачности во всем энергетическом секторе, упорядоченности деятельности участников рынка. Однако он так и не был открыт. И как мы собираемся стать участниками единого энергорынка ЕАЭС? Сейчас, по мнению Али Водянова, необходимо как можно быстрее пересмотреть существующий принцип тарифообразования. Причем речь в данном случае идет не столько о повышении стоимости света и тепла, сколько о принятии среднесрочной тарифной политики, где будет предусмотрен дифференцированный подход к оплате за услуги с учетом времени года и территории, где они оказываются. Высвободившиеся от экспорта электроэнергии средства можно направить на закупку топливных ресурсов для ТЭЦ и погашение займов. Чудны дела ваши В правительстве и парламенте идут дискуссии, а в самой энергетической отрасли тем временем - аудиты. Их результаты поразительны. Так, к примеру, Счетная палата (СП) Киргизии на днях закончила проверку деятельности ОАО "Северэлектро" за 2016 год. Было установлено, что в сети акционерного общества поступило 554 миллиона кВтч электроэнергии. Это на 165 миллионов меньше, чем было запланировано. "Доходы распредкомпании за 2016 год составили 7, 3 миллиарда сомов, расходы - 7, 42 миллиарда. ОАО понесло убыток, в итоге за 2016 год не начислены дивиденды на акции, основным держателем которых является Фонд по управлению государственным имуществом КР. Однако, несмотря на это, расходы на содержание совета директоров компании и членов ревизионной комиссии превысили запланированную в смете сумму", - говорится в официальном заключении аудиторов СП. Также установлено, что на грант, выделенный одним из международных финансовых институтов, в размере 3,4 миллиона долларов планировалось построить три подстанции. В итоге возвели только одну. Ее мощность должна была составить 16 МВт. В процессе возведения она уменьшилась до 10 МВт. При этом стоимость строительства осталась без изменений.