Тарасенко рассказал о шоке, который испытал на границе России и Китая
Врио губернатора Андрей Тарасенко в эфире ток-шоу «Приморье, вперед!» заявил, что нигде в России не видели таких убогих погранпереходов, как в крае. «Прибыв в Приморье и посетив автомобильные пункты пропуска – я был шокирован. Они все оказались в частной собственности, в то время как президент Владимир Путин еще несколько лет назад поставил задачу вернуть погранпереходы в госсобственность. Другой момент, поразивший меня, - в Китае на границе воздвигнуты дворцы, в Приморье – сараи. То есть десять лет средства из федерального бюджета шли на обустройство пунктов пропуска, а оказалось, что деревья растут быстрее, чем приграничная инфраструктура», - сказал Андрей Тарасенко. «Позорную эру в истории Приморья» признал и Игорь Хрущев, директор Владивостокского филиала ФГКУ Росгранстрой. По его словам, ежегодный поток приморских погранпереходов превышает 1 млн человек и всем им приходиться мириться с нечеловеческими условиями на границе. Исправить положение должно поручение премьер-министра Дмитрия Медведева Минтрансу о скорейшем обустройстве пунктов пропуска на Дальнем Востоке. На эти цели на весь округ будет дополнительно выделено 11 млрд руб. «К 2020 г. АПП будут модернизированы», – отметил Игорь Хрущев. Владимир Путин еще в 2006 г. потребовал решить пограничные проблемы, в том числе национализировать и модернизировать погранпункты. И «прекратить практику, при которой таможенные органы и представители бизнес-структур сливаются там в экономическом экстазе». Для этого в октябре 2007 г. было создано Федеральное агентство по обустройству государственной границы (Росграница). Но оно не справилось с задачей. Росграница срывала сроки строительства и расширения таможенных пунктов. Например, она не смогла открыть к саммиту АТЭС во Владивостоке в 2012 г. пункты пропуска в международном аэропорту Кневичи, в морских портах Владивостока, Находки и др. Затянулась и реконструкция в пунктах «Краскино» и «Пограничный». Модернизация МАПП «Краскино» была включена в федеральную целевую программу еще в преддверие саммита АТЭС 2012 г. При этом в апреле 2012 г. строительно-монтажные работы здесь были остановлены. Сегодня федеральная программа предусматривает 465,5 млн руб. для корректировки документации и на окончание строительства. На МАПП «Пограничный», который также был включен в целевую программу, работы были остановлены в октябре 2012 г. Объект остается в федеральной программе «Государственная граница 2012-2021 гг.», которая предусматривает 1,1 млрд руб. для корректировки документации и на окончание строительства. «Что погранпереходы строятся медленно и некачественно – это абсолютная правда. К сожалению, министерство транспорта в том составе, в котором оно работало, с этой проблемой не справилось», - сказал этим летом полпред в ДФО Юрий Трутнев. Из 46 дальневосточных пунктов пропуска государству принадлежат только 4. На «частных» объектах работают сотрудники государственной таможенной службы, но владельцы инфраструктуры не заинтересованы в том, чтобы ее модернизировать. Таможенники устраивают сплошные досмотры грузов на этих постах, в итоге перевозчики вынуждены отправлять грузы на находящиеся рядом с ТПП склады, которые принадлежат структурам, аффилированным с владельцами местных таможен, говорят эксперты. В Приморье сегодня расположено 15 постоянных пунктов пропуска, в том числе пять автомобильных («Пограничный», «Краскино», «Полтавка», «Турий Рог», «Марково»), три железнодорожных («Пограничный», «Хасан», «Махалино»), один воздушный в аэропорту Владивосток (Кневичи), шесть морских (в морских портах Владивосток, Восточный, Находка, Посьет, Зарубино, Ольга). В 2015-2016 гг. были закрыты морские пункты пропуска «Славянка» и «Пластун». При этом их инфраструктура продолжает функционировать в качестве отдельных терминалов в составе грузопассажирских пунктов пропуска в морских портах Посьет и Ольга. По информации пресс-службы администрации края, планируется реконструкция железнодорожного пункта пропуска «Пограничный». На эти цели заложено почти 875 млн руб. Здесь предполагается строительство стационарного инспекционно-досмотрового комплекса и административно-бытового здания. Это позволит увеличить пропускную способность пункта пропуска по количеству пассажиров в шесть раз, по объему грузов – в 1,8 раза. Еще несколько пунктов пропуска в Приморье не включены в федеральные программы, однако практически все они нуждаются в реконструкции. Это автомобильные пункты пропуска «Полтавка», «Турий Рог», «Марково», железнодорожные «Хасан», «Махалино», морские «Посьет», «Зарубино», «Ольга». Предполагается провести их реконструкцию с использованием механизма государственно-частного партнерства.