Предприниматели встраиваются в мировой тренд
Компания «Предприятие нетканых материалов» из Владимирской области — одно из немногих производств, непрерывно работающих со времен Екатерины II, вопреки всему продолжающих развиваться. В том, что можно сделать для возрождения когда-то традиционной и мощной льняной индустрии России, разбиралась «Лента.ру». Мы, видимо, еще не скоро узнаем, что потеряли за лихие 90-е прошлого века, неожиданно тучные нулевые и турбулентные десятые годы века нынешнего. Среди печальных утрат и льняная промышленность России — когда-то визитная карточка отечественной индустрии и сельского хозяйства. Еще в 1990 году льном-долгунцом в России было занято почти 420 тысяч гектаров, а его урожай в 1991-м превысил 100 тысяч тонн. Но за последние 25 лет посевы сократились более чем в восемь раз, а среднее производство — вдвое. Дело в том, что без поддержки государства данная отрасль существовать не может. Вот ответ на вопрос, почему наибольшую долю рынка льняного волокна в России занимают производители из Белоруссии. По расчетам DISCOVERY Research Group, их доля в 2016 году составила 19 процентов от натурального объема рынка. Еще в конце XIX века стало ясно, что максимальная удаленность льносеющих хозяйств от предприятий переработки не должна превышать 60 километров, иначе о рентабельности и думать не стоит, а возить сырье дальше, чем за 100 километров, вообще убыточно. Отсюда и падение производства изделий из льна. Начиная с XI века льноводство было широко распространено на Руси. Изо льна ткали одежду, знамена, но главное — делали паруса и шатры для армии. Товар был стратегическим в полном смысле этого слова. Император Петр I, ничего не знающий о пагубности отечественных инвестиций в экономику, руководствуясь народной поговоркой «Кто посеет лен, пожнет золото», ассигновал колоссальную сумму денег под льняное производство — России нужен был флот, а флоту — паруса. Расход средств царь контролировал лично. Эффект от инвестиций превзошел все ожидания — к 1915 году Россия собирала 90 процентов мирового льна, а товары из этого сырья отечественного производства достигли уровня в 64 процента от глобального рынка. Волокна льна имеют уникальные потребительские свойства: они хорошо впитывают влагу и одновременно быстро ее отдают, на льняных волокнах не образуется зарядов статического электричества. Степень полимеризации целлюлозы льна в 2-3 раза выше, чем у хлопка, поэтому он гораздо прочнее. Лен более стоек к разрушению на свету и выносит большее количество стирок. Последние исследования показали поистине фантастическую способность льна препятствовать гамма-излучению. Вот почему, по прогнозам экспертов, к 2020 году 70 процентов всей одежды в мире будет изготавливаться с применением льна. Расчеты сайта «Агроинвестор» показывают, что затраты на выращивание льна-долгунца достигают 25 тысяч рублей с гектара, себестоимость производства волокна оценивается в 40−60 тысяч рублей за тонну. Средняя рентабельность колеблется от плюс 5 до минус 10 процентов. Без господдержки отрасль вряд ли выживет, несмотря на то, что потенциальный объем спроса на ее продукцию превышает 350 тысяч тонн в год. Все что делается нового в индустрии носит пока случайный характер. Компания «Русский Лен» (входит в группу «Промагро») начала масштабный проект стоимостью около 2 миллиардов рублей по строительству льнокомбината на площадке индустриального парка «Сафоново» в Смоленской области. Это будет первый льнозавод, построенный в России за последние 30 лет. Гендиректор «Промагро» Константин Клюка сравнил положение льняной отрасли с тем, в котором 12−15 лет назад был отечественный мясной рынок, заваленный так называемыми «ножками Буша» и воссозданный практически с нуля. Если во всем мире льняная индустрия развивается, то в России производство льна по всем переделам падает. При этом чем выше передел и добавленная стоимость — например, на выпуске пряжи или ткани — тем больше падение. Благодаря стараниям местных властей полноценная льняная индустрия осталась только в пяти регионах России: Смоленской, Тверской, Вологодской, Омской и Нижегородской областях. Здесь сохранили концентрацию в одном месте предприятия по выращиванию и переработки льна. Исключением стала Владимирская область — выращиванием льна здесь пока не занимаются вовсе, но зато много его перерабатывают и производят льнопродукцию. Сырье завозится в основном из Белоруссии, но есть поставки из Ярославской области. По данным Росстата, ровно треть льняных тканей в стране производится именно во Владимирской области. «Постоянно растущий спрос на льняное волокно в мире обусловлен расширением его использования в самых разных сферах. Есть хорошая возможность начать процесс по возрождению выращивания льна», — этими словами в конце января этого года открыла региональное совещание по развитию отрасли в регионе губернатор Владимирской области Светлана Орлова. Правительство области намерено выделить достаточно посевных площадей, сформировать материально-техническую базу сельхозпредприятий и рынок сбыта продукции, а также рассмотрит вопрос о подготовке кадров и иной поддержке. Владимирские власти вместе с администрацией Ивановской области и при поддержке Минпромторга РФ начали создавать межрегиональный межотраслевой кластер по выращиванию и глубокой переработке лубяных волокон, который поможет синхронизировать всю технологическую цепочку от подготовки почвы и посева до производства готовой продукции. Одно из ведущих производств льняной отрасли в городе Вязники Владимирской области носит незамысловатое название «Предприятие нетканых материалов» (ПНМ). К слову сказать, в Вязниках сосредоточены все основные предприятия отрасли. Основано производство еще во времена императрицы Екатерины Великой в 1765 году купцом Сергеем Ивановичем Сеньковым и изготовляло парусину и канаты для российского флота. В 1917 году фабрика была национализирована и названа в честь Парижской коммуны. А в 1985 году здесь открылся цех по производству нетканых материалов. Традиционные компетенции оказались востребованы для нового технологического этапа отрасли и со временем фабрика перешла исключительно на производство нетканых материалов. Первый этап модернизации завершился в 2012 году, когда были закуплены две китайские и одна немецкая технологические линии. Как промышленный товар нетканые материалы были придуманы в 30-е годы XX века, хотя некоторые из них были хорошо известны и ранее — это, прежде всего, ватин и войлок. Неткаными считаются материалы из волокон или нитей, соединённых между собой без применения методов ткачества. Они вырабатываются как из натуральных (хлопковых, льняных, шерстяных), так и из химических волокон (например, вискозных, полиэфирных, полиамидных). Отличительной особенностью получения нетканых материалов является стадия скрепления волокнистой основы, получаемой одним из способов: механическим, аэродинамическим, гидравлическим, электростатическим или волокнообразующим. Нетканые материалы широко используются во многих отраслях промышленности и строительстве. Прежде всего стоит упомянуть о том, что они применяются в автомобильной промышленности в качестве шумоизоляции. В швейной промышленности незаменимы в качестве утеплителя для изготовления одеял, покрывал, верхней одежды. В последнее время в строительстве все чаще применяются натуральные экологически чистые нетканые материалы. Они используются как в технологии возведения каркасов коттеджей и домов, так и во всевозможных утеплителях. Мощный тренд стройиндустрии последнего времени — это активное использование льна, джута и пеньки. Именно их называют «материалами двадцать первого века». Льняная изоляция способствует отличному испарению избыточной влаги через стены и крышу, устанавливая таким образом оптимальный влажно-тепловой режим в помещении. Помимо прочего, лен имеет высокие антибактериальные свойства. Он не подвергается гниению и возникновению плесени, благодаря свободной конденсации влаги. Льняной утеплитель обладает одними из лучших показателей по теплопроводности и звукопоглощению, обеспечивая надежную защиту дома от жары, холода и шума. Правильное утепление помогает сократить потребление энергии и, как следствие, расходы на отопление и кондиционирование. В 2018 году «Предприятие нетканых материалов» переживает следующий этап модернизации. Фабрика относится к среднему бизнесу — на предприятии работает более 200 человек. Как известно, вопрос модернизации сегодня сколь важный, столь и чрезвычайно трудный. Найти не только финансирование, но и лизинговую компанию, способную удовлетворить критериям среднего бизнеса, — задача не из легких. Владимирцы нашли партнера в лице Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП), которая дала прямую гарантию под кредит «Нижегородского Банкирского Дома». На заемные средства объемом в 70 миллионов рублей были куплены две новейшие технологические линии. Французская уже установлена, идет ее отладка. Оборудование из Китая — на подходе. Так что к сентябрю в Вязниках новый этап модернизации завершится. Руководство предприятия пользуется и другими видами поддержки бизнеса. «На портале Бизнес-навигатора МСП мы зарегистрировались буквально сразу после того, как он появился», — говорит заместитель генерального директора «Предприятия нетканых материалов» Игорь Пугачев. — Нам очень нравиться с ним работать. Здесь оперативно и бесплатно можно получить любую информацию об интересующим контрагенте. Также можно выбрать новые направления деятельности нашего бизнеса, что очень удобно. Я настоятельно рекомендую всем: и начинающим предпринимателям, и производственникам со стажем пользоваться этим ресурсом». По словам Игоря Пугачева, Портал Бизнес-навигатора МСП помог и в подготовке к модернизации предприятия — ведь именно на портале руководство предприятия узнало о том, что имеет право на льготный лизинг оборудования, который был введен с этого года для таких предприятий. «Спасибо им за это, потому что на Портале Бизнес-навигатора МСП такую информацию можно найти в два счета», — завершает свою мысль Пугачев. Ближайшие планы «Предприятия нетканых материалов» довольно амбициозны — с помощью Корпорации МСП здесь полностью хотят завершить модернизацию всех производств с целью занять не менее 10 процентов отечественного рынка нетканых материалов. Не останется в стороне и традиционная для ПНМ обработка натуральных материалов из льна и джута. Главная задача на современном этапе — пройти сертификацию первого уровня, подтверждающую соответствие качества продукции требованиям, установленным в европейском законодательстве. Пройдя сертификацию СЕ, «Предприятие нетканых материалов» обеспечит беспрепятственный доступ своей продукции на европейский рынок и получит дополнительные преимущества при ее реализации на российском рынке. Пока же продукция ПНМ для автопрома представляет собой в некотором роде полуфабрикат для шумоизоляции, который дорабатывается потом на других предприятиях. С окончанием полного цикла модернизации ПНМ будет готова поставлять для автомобильной промышленности не только полностью готовый материал, но и, что особенно важно — для отделки салонов автомобилей. Компания готова выступить в роли опорного предприятия будущего межрегионального межотраслевого кластера льнопереработки в Центральной России, центром которого может стать город Вязники. Здесь в настоящее время сосредоточен основной объем льняного производства во Владимирской области. Президент «Союзлегпрома» Андрей Разбродин считает, что легкая промышленность демонстрирует в последние годы устойчивые темпы роста. Особенно в секторах спортивной и спецодежды, кожевенно-обувном, производстве химволокон, домашнего текстиля, детской одежды. Совместно с Минсельхозом РФ принимаются меры по расширению отечественной сырьевой базы отрасли — прежде всего, в шерстяном, кожевенном, хлопковом и льняном сегментах. В помощь льнопроизводящим хозяйствам уже выделяются http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!ot_polya_do_prilavka_strategiyu_razvitiya_lnyanogo_kompleksa_rossii_obsudili_v_smolenskoy_oblasti средства из федерального бюджета. Но для возрождения и развития отрасли требуются дополнительные меры. В частности, совместно с Минфином будет проработано выделение дополнительных субсидий на выращивание льна, дифференцированных по видам производимого волокна для стимулирования повышения качества продукции.