Что даст РФ возможное деление на 14 макрорегионов

МОСКВА, 6 сентября. /ТАСС/. Новая стратегия пространственного развития станет площадкой для взаимодействия регионов и запуска новых перспективных проектов, считают опрошенные ТАСС федеральные эксперты, занимающиеся территориальным зонированием и разработкой программ развития регионов. В числе минусов проекта стратегии эксперты называют непрозрачность критериев, по которым выделены новые макрорегионы, а также то, что предложенное деление не учитывает существующие исторические и административные связи между регионами. Ранее Минэкономразвития РФ выступило с предложением разделить всю территорию страны на 14 макрорегионов по принципу экономической специализации. Проект стратегии согласован с субъектами РФ и внесен в правительство, работу над документом планируется завершить до конца года. Работу над Стратегией пространственного развития до 2025 года планируется завершить к концу 2018 года, сообщал премьер-министр Дмитрий Медведев на Российском инвестиционном форуме "Сочи-2018". Директор Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Сергей Зуев, который руководил созданием программ развития для Калининградской области, Бурятии и других российских регионов, отмечает, что в России сложилось административное деление на субъекты, которое не учитывало экономические связи между регионами. Однако, по словам эксперта, неясно, по какому принципу производилось новое деление на макрорегионы. "Очевидно, что чисто административное деление, существующее в виде административных единиц под названием "субъекты", конечно, строится не на экономической логике. Реальные экономические процессы протекают поверх административных границ - это понятно. Другое дело, что пока не очень ясны основания такого деления", - считает он. Как отмечает заместитель директора Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Евгений Плисецкий, участвовавший в разработке стратегий развития для российских регионов, деление территории России на 14 макрорегионов во многом совпадает с сеткой экономических районов, которая была предложена еще до начала 2000-х годов. По словам эксперта, макрорегионы формируются исходя из ключевых специализаций субъектов, при их определении также учитываются устоявшиеся инфраструктурные, транспортные, трудовые связи. Однако Плисецкий тоже обращает внимание на то, что предложенная в стратегии сетка регионов не совсем соответствует историческому делению - например, Сибирь, которая исторически образует единый регион, но административно разделена на два федеральных округа, в новой стратегии представлена тремя макрорегионами. Эксперт также считает, что причины подобного деления округов не до конца понятны. Плисецкий добавляет, что на данный момент не прописано, как будут управляться новые макрорегионы при сохранении федеральных округов. "Поскольку данное деление не отменяет сложившегося административного деления на федеральные округа, [неясно], как будет происходить формирование планов, программ развития, межрегиональных проектов", - поясняет он. Сбалансировать и дать толчок развитию По словам Плисецкого, "выделение данных регионов направлено на то, чтобы сформировать и закрепить устойчивые экономические, трудовые и другие связи между регионами, содействовать их развитию". Он отмечает, что еще одна цель стратегии - сбалансировать развитие субъектов и унифицировать законодательство. "Сформировано довольно большое количество законодательных актов, которые не носят комплексного и единого характера. Стратегия в том числе должна эти механизмы заложить", - считает он. Вице-президент, директор по развитию городской среды Фонда "Сколково", заведующая кафедрой территориального развития им. В. Л. Глазычева РАНХиГС Елена Зеленцова, руководящая первой в России программой магистратуры по урбанистике, добавляет, что стратегия также направлена на увеличение числа "территорий роста", конкурентоспособных в мировом масштабе. "Учитывая, что экономическая, социальная и культурная жизнь региона зачастую зависит не столько от административных границ, сколько от реальных процессов взаимодействия между людьми, организациями на самых разных уровнях, то к позиции авторов, возможно, и стоит прислушаться", - поясняет она. Однако эксперт считает, что в управлении регионами значение имеет не "отраслевая специализация", которая сейчас лежит в основе стратегии, а другие факторы - например, то, растет или уменьшается объем освоенных территорий в регионе. По мнению Зеленцовой, на данном этапе стратегия вряд ли отразится на развитии субъектов, так как это зависит от макроэкономических факторов. При этом эксперт отмечает, что, если данный документ станет основой для начала каких-то межрегиональных проектов, они могут дать толчок развитию экономики отдельных регионов. "Пока что этот документ - коммуникационная платформа, предлог для диалога между субъектами по новым или уже давно разрабатываемым проектам и задачам. Межрегиональное взаимодействие в нашей стране развито крайне слабо и подобные интеграционные проекты нам действительно нужны", - добавляет она.