Запрету на стимулирование продаж алкоголя помешали процедурные моменты

МОСКВА, 18 сен — ПРАЙМ, . отклонила в первом чтении законопроект депутатов от о введении запрета на стимулирование продаж алкогольной продукции. Документ был призван препятствовать бесплатному распространению спиртных напитков среди населения, в том числе в виде подарков, а также введению скидок на алкоголь любыми способами, включая различные талоны и купоны.

Запрету на стимулирование продаж алкоголя помешали процедурные моменты
© РИА Новости

По мнению авторов инициативы, запрет скидок на алкогольную продукцию способен сократить излишний спрос на алкоголь и обеспечить свободу потребителя в выборе товара. Доступная для населения цена на спиртные напитки в настоящее время является одной из причин алкоголизма в России, и скидочные акции торговых сетей становятся дополнительным стимулом для покупки продукции такого рода.

Против принятия законопроекта выступили думский комитет по экономической политике и . Они указали на необходимость уточнения понятия "стимулирование продажи алкогольной продукции", отсутствующего в действующем законодательстве. Кроме того, такие действия представляют собой рекламные акции, которые регулируются законодательством о рекламе, а не законом о госрегулировании производства и оборота алкоголя.

Закон "О рекламе" разрешает проведение рекламных акций с бесплатной раздачей образцов алкогольной продукции в стационарных торговых объектах, в том числе в их дегустационных залах. При этом запрещается привлекать к участию в таких мероприятиях несовершеннолетних. Документ также разрешает проведение специализированных стимулирующих действий в целях реализации алкогольной продукции.

Эксперты, опрошенные агентством "Прайм", по-разному оценили важность и дальнейшую судьбу предложения о введении запрета на стимулирование продаж алкогольной продукции.

Инициатива имеет законодательные перспективы

Депутат Госдумы и бывший главный санитарный врач РФ подчеркнул, что законопроект был отклонен исключительно по процедурным причинам. При этом он имеет довольно хорошие перспективы в случае доработки и повторного внесения.

"Было процедурное отклонение. Речь шла о внесении изменений в закон о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, а сама инициатива касалась закона о рекламе. Мы не можем вносить подобных поправок. Этого нельзя делать. Вот это было мотивацией. Но сама тема мне импонирует", — заявил Онищенко.

По его словам, если инициатива будет доработана, то она имеет вполне реальные законодательные перспективы. Один из принципов закона об ограничении потребления алкоголя и концепции, которая была утверждена в 2009 году президентом России – уменьшение доступности. В случае с инициативой депутатов ЛДПР речь идет именно о доступности, подчеркнул Онищенко.

"Именно о доступности: бесплатно мне дали выпить или подарок принесли в виде алкоголя. Хотя наши антимонопольщики могут снова сказать свое деструктивное слово. Что это – ограничение торговли", — добавил он.

Депутат считает, что продукцию такого вида как алкоголь и табак в принципе нельзя приравнивать в торговле к хлебу и молоку. В их случае вопрос ограничения играет одну из важнейших ролей, поэтому у данной инициативы есть перспектива и определенный смысл.

Онищенко отметил, что не знает, будет ли изменена и повторно внесена на рассмотрение инициатива депутатов от ЛДПР. Сама процедура отклонения не предусматривает такой постановки вопроса, как поручение доработать законопроект.

"Я же не автор этого предложения. Это их право. Но перспектива у этого законопроекта есть. Его нужно оформлять как поправки не к закону о регулировании, а в закон о рекламе. Такую рекомендацию дало правовое управление Думы и главное правовое управление президента", — сказал депутат.

Акции – возможность попробовать хороший алкоголь

Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя считает, что отклонение законопроекта было ожидаемым и стало абсолютно правильным решением.

"Совершенно правильно сделал комитет Госдумы, что отклонил нелепое предложение", — сказал эксперт.

Он отметил, что в России существуют минимальные розничные цены на алкогольную продукцию, которые определяют качество и легальность распространения алкоголя.

"Не зря же этот механизм действует. Он существует на крепкий алкоголь и на игристые вина. В ближайшее время будет введена такая же мера на вино и на пиво. И этого вполне достаточно", — считает Дробиз.

В любом случае, когда проводятся акции или устанавливаются скидки, продукт все равно остается не дешевле минимальной цены, подчеркнул эксперт. По его мнению, депутаты из ЛДПР не ориентируются в сложившейся ситуации. Если человеку в ходе акционных мероприятий дают возможность попробовать высококачественный алкоголь дешевле его реальной цены, это наоборот – хорошо.

"Человек пьет более высококачественный алкоголь. Больше чем может, он все равно не выпьет. Все страны с европейской христианской культурой пью совершенно одинаково – на пределе своих возможностей", — заявил Дробиз.

И в России, и в Швеции, и в Финляндии пьют примерно одинаково, но в Западной Европе живут на 10 лет дольше, добавил эксперт. В связи с этим он не считает, что алкоголь является основной причиной различия в средней продолжительности жизни. На это влияет целый комплекс условий.

"Качество жизни и медицины – вот, что главное. Совершенно правильно господа в Госдуме определили отношение к этому моменту", — отметил Дробиз.

По его мнению, акции и скидки на алкоголь нельзя рассматривать только как рекламу, каковыми они, по сути и не являются. Скорее – это возможность для малообеспеченных слоев населения попробовать дорогие алкогольные напитки высокого качества, еще раз подчеркнул эксперт.

"Почему нет?" – заключил Дробиз.