Государство проследит за расходами госкорпораций

ВЫПУСК Местные власти и государственные корпорации больше не смогут безнаказанно тратить бюджетные деньги по своему разумению. Государственные органы финансового контроля теперь будут отслеживать соответствие расходов изначальным целям и условиям. При этом контролирующие органы получат новые инструменты для возвращения неправомерно потраченных средств. 19 сентября Госдума единогласно приняла в первом чтении правительственную инициативу с комплексными поправками в бюджетное законодательство. Контролёры перестанут подсчитывать ущерб Вместо него будет новая конструкция — неправомерное использование бюджетных средств. Понятие ущерба в законодательстве не определено. Поэтому, когда финансовые органы пытаются использовать это понятие в своей сфере, постоянно возникают споры и обжалования с требованием доказать размер нанесённого ущерба. «Во всех случаях мы можем свести нарушения неправомерному использованию, будь то неправильная постановка на учёт, оплата невыполненных работ и так далее», — рассказал замминистра финансов Алексей Лавров, представляя законопроект в Госдуме. Транзитные субсидии возьмут на контроль По данным Счётной палаты, объёмы неправомерно использованных средств не очень-то велики — в совокупности менее 20 миллиардов рублей. «Но это не потому, что их так мало, а потому, что полномочия контролёров ограничены чисто процедурными бюджетными вещами», — подчеркнул замминистра. Часто нарушения относятся к смежным нормативным правовым актам. Поэтому контролёры, которые следят за выполнением только Бюджетного кодекса, не могут включить такие нарушения в отчёт, либо вторая сторона их с успехом оспаривает. Поправки призваны устранить этот пробел, включив в систему государственного финконтроля другие законы о бюджете и расходах. Например, о расходных обязательствах публично-правовых образований, что позволит выявлять злоупотребления в госкорпорациях. Минфин также предлагает расширить внутренний контроль на соблюдение целей и условий транзитных субсидий. Это те выплаты, которые из федеральной казны спускаются по цепочке вниз — в региональные, а затем местные бюджеты. «Сегодня контроль этой сферы до конца не отрегулирован. Поэтому предлагается закрепить в полномочиях Счётной палаты и федерального Казначейства применение мер ответственности в случае нарушений такого рода на муниципальном уровне», — рассказал Алексей Лавров. Порядок — основа эффективности Ещё одна глобальная задача законопроекта — упорядочить и упростить систему в целом. Для этого Минфин предлагает ввести единый федеральный стандарт государственного внутреннего финконтроля. Он коснётся полномочий и функционала местных органов контроля. «Эти стандарты должны включать единые принципы и основания, применяемые ревизорами, определять основные права и обязанности контролёров и объектов контроля, внедрять рискориентированные подходы», — отметил замминистра финансов. Также планируется дать более точные определения внутреннему финансовому контролю и аудиту. Здесь также будут введены свои стандарты, при этом мониторинг качества финансового менеджмента и главных администраторов бюджетных средств станет обязательным на всех уровнях. «Контролёры что делали, то и будут делать, — подчеркнул Лавров. — Но сейчас они это делают в условиях неопределённой правовой базы, не понимая зачастую содержания контрольных мероприятий и их последствия. Соответственно, возникает необходимость их пересмотра, постоянных обжалований. Мы считаем, что упорядочивание всех полномочий и введение единых стандартов как раз сократит нагрузку на контрольные органы и позволит более эффективно выполнять свои функции». Будет доработка Концепция и основные положения законопроекта у депутатов нареканий не вызвали. Вместе с тем многие отмечали, что ко второму чтению законопроект потребуется доработать. Например, определить переходный период для введения федеральных стандартов внутреннего финконтроля, чтобы регионы и муниципалитеты успели подготовиться. «Законопроект значительно расширяет требования к организации и осуществлению контроля федеральными, региональными и местными контрольно-счётными органами. При этом, на наш взгляд, в городских и сельских поселения может не хватить трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов для этого», — отметила заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Надежда Максимова.