Город несбывшихся планов. Нижний Новгород в пятый раз взялся за стратегию развития
Ни копейки из бюджета Мэр Нижнего Новгорода Владимир Панов достаточно активен в социальных сетях. О намерении приступить к разработке стратегии развития областного центра он также сообщил на своей странице в Facebook: «Подписали соглашение со Сбербанком, по которому банк обеспечивает финансирование создания стратегии развития города у одних из лучших в стране разработчиков. Только что была проведена большая работа по созданию стратегии области, теперь важно провести красную линию по развитию всех сфер жизни и в Нижнем Новгороде. К сожалению, серьезной и профессиональной стратегии у города никогда не было». Предполагается, что конкурс по выбору компании, которая займется разработкой стратегии, будет объявлен через месяц. По предварительной информации, документ будет разработан на средства Сбербанка, то есть городской бюджет не потратит на это ни копейки. Оценить стратегию нижегородцы и экспертное сообщество смогут уже в 2019 году. Свое решение принять участие в разработке стратегии в Сбербанке объяснили желанием стать частью значительных изменений в городе. «Мы предложили такую помощь, в том числе, чтобы реализовывать новые финансовые продукты, которые в настоящее время требуются Нижнему Новгороду и России в целом», – прокомментировал управляющий головным отделением Сбербанка по Нижегородской области Сергей Алимов. Попытался, но не успел За последнее десятилетие попыток создания документа, который регламентировал бы развитие Нижнего Новгорода, было несколько, но ни одно начинание не было доведено до конца. В 2008 году по поручению тогдашнего мэра Вадима Булавинова все городские департаменты приступили к разработке «Стратегии развития Нижнего Новгорода». По его словам, с 2002 года администрация города работала в режиме пожарной команды, а к 2008 году пришло осознание, что без долгосрочных перспектив город развиваться не может. Через несколько месяцев стратегия была готова, но в стране случился кризис и обсуждение документа отложили до лучших времен. В 2010 году Вадим Булавинов попытался завершить разработку стратегии, но не успел – в октябре городская власть сменилась. Деньги в никуда В 2011 году глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов решил, что городу нужна «Стратегия социально-экономического развития на период до 2030 года». Тогдашний документ подразумевал несколько ключевых направлений: «Экономическое развитие», «Пространственное развитие», «Развитие городской среды и инфраструктуры» и «Развитие человеческого потенциала». Причем ключевое направление – экономическое – Кондрашов планировал возглавить лично. По итогам конкурса был заключен контракт с московским «Институтом экономики города», который за 8,5 млн рублей обязался до 31 декабря 2012 года представить последовательно пять разделов стратегии и отчитаться за каждый этап работы в установленный срок. Началась активная работа, но в определенный момент что-то пошло не так. Первые два этапа были успешно пройдены, но дальнейшие отношения с подрядчиком не сложились из-за нарушения сроков и претензий к качеству представленного материала. Начались бесконечные суды, стороны пытались отстоять свои интересы, но даже спустя год после окончания сроков контракта окончательный вариант стратегии так и не был предоставлен заказчику. Получается, 8,5 млн рублей ушли в никуда вместе с тогдашними руководителями городской администрации. По прошествии более чем пяти лет «ФедералПресс» не удалось выяснить, какая сумма в итоге была заплачена «Институту экономики города», но точно можно сказать, что несколько бюджетных миллионов потрачены без толку. Обсуждали, но до ума не довели В 2016 году уже Сергей Белов, занявший пост сити-менеджера в декабре 2015 года, представил депутатам «Стратегию социально-экономического развития Нижнего Новгорода с 2017 по 2022 год», разработкой которой занималась сама администрация, взяв за основу предыдущую версию документа. Новый вариант стратегии предусматривал увеличение средней продолжительности жизни горожан к 2022 году до 75,1 года, рост зарплаты до 47 тыс. рублей, снижение уровня безработицы до 0,28 %, а также объем ввода жилья в течение шести лет – 4,65 млн кв. метров. Планировалось строительство нескольких новых детских садов и школ, а также разработка современной системы дорожно-транспортной инфраструктуры с системой паркингов и многоуровневыми развязками. Обсуждение было бурным, депутаты гордумы задавали много вопросов, но в итоге утверждение стратегии решили отложить. В 2017 году за стратегию взялась Елизавета Солонченко, которая пришла на смену Сергею Белову. Она решила сформировать проектный совет из экспертов, которые лучше всех знают город, и совместно подумать о том, как создать комфортные условия для проживания граждан и повысить их качество жизни. Но и ей не удалось довести документ до ума, так как она покинула пост главы города спустя полгода. Команды уходят, стратегии забывают Депутат думы Нижнего Новгорода Алексей Бобров уверен, что развитие города невозможно без стратегии развития. «У нас постоянно меняется руководство города, частично депутатский корпус, меняется жизнь. Соответственно, запросы общества тоже меняются. Если десять лет назад мы упор делали на развитие малого бизнеса – ларьки, киоски, рынки, – сейчас есть потребность в развитии общественных пространств – это парки, скверы, набережные, спортивные объекты. Поэтому и нужна новая стратегия», – поясняет Алексей Бобров. При этом он считает положительной чертой нынешнего мэра Панова то, что он практически по каждому спорному вопросу привлекает общественность: «Те люди, которые, по сути, находятся в оппозиции, имеют возможность поучаствовать и в разработке стратегии, и высказать свои пожелания и предложения». Профессор Высшей школы экономики Александр Царьков убежден, что стратегию развития города вообще было бессмысленно писать без областного документа: «Городская стратегия должна подстраиваться именно под стратегию развития региона, под общие тренды, которые в ней обозначены». Однако успех у очередного документа будет только в том случае, если он будет делаться не формально и с широким привлечением нижегородских научных организаций, а не чужих подрядчиков из столицы. «Беда предыдущих стратегий была в том, что большинство их были написаны под команды и под людей, которые на тот момент находились во власти. Если не будет преемственности, то документ будет долгосрочным. То же самое было и с областными стратегиями, которых тоже было около десятка. Команды уходят, стратегии забывают. Так не должно быть», – заключил Александр Царьков. Фото: pixabay.com