Чиновники будут праздновать без «Вдовы Клико»
Какое вино предлагать гостям на приёмах в российских посольствах, банкетах и фуршетах по случаю государственных праздников в официальных учреждениях? Вопрос не так прост, как может показаться, ведь речь идёт не только о символе того или иного торжества, но и о престиже государства, которому нет необходимости сопровождать свои праздники импортным продуктом. Видимо, эти соображения сыграли не последнюю роль в том, что Минсельхоз России приступил к разработке постановления Правительства, которое ограничило бы допуск иностранных вин к государственным и муниципальным закупкам. Насколько целесообразен подобный шаг? Этот вопрос обсудили в пресс-центре «Парламентской газеты». Не хуже Бордо и Шампани Один из главных доводов, который приводят критики позиции Минсельхоза, включая представителей Федеральной антимонопольной службы, — ограничение подрывает принципы конкуренции, что нетерпимо по канонам либеральной экономики. Однако, возразил Николай Калмыков, директор экспертно-аналитического центра Российской академии народного хозяйства и государственной службы, оценки специалистов показывают, что объёмы возможных закупок вина муниципальными и государственными службами вряд ли окажут существенное воздействие на рынок, если учесть общие масштабы реализации вина через торговые сети и частных покупателей. В данном случае главное, считает эксперт, не какие-то финансовые преференции для отечественных производителей, но престиж страны и в определённой степени поддержка экспорта продукта, при условии, разумеется, надлежащего его качества. А оно, судя по отзывам энологов, не уступает качеству зарубежных вин. К тому же непонятны правовые основания, по которым закупки отечественного вина для государственных нужд можно приравнять к нарушению антимонопольного законодательства, ведь, добавил Михаил Емельянов, первый заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме, госзакупки — это сфера, которая не подпадает под ограничительные меры, предусмотренные членством нашей страны во Всемирной торговой организации. Так что здесь можно устанавливать правила, выгодные отечественным производителям. И не забыть о демографии Но проект постановления Минсельхоза не стоит расценивать как некий частный случай по отдельно взятой проблеме, продолжил Михаил Емельянов. Этот документ может стать прецедентом, который послужит основой для масштабного рывка во всей аграрной отрасли. Каким образом? Деньги, собранные в бюджет через налоги, останутся внутри страны, что стимулирует развитие отечественного виноградарства и винодельческой промышленности, которая в последние годы находится на подъёме. Только до 2021 года будет заложено около 50 тысяч гектаров виноградников, которые принесут 200 тысяч тонн винограда и поднимут в конечном итоге долю отечественной продукции на винном рынке до 50 процентов. Параллельно это позволит нарастить экспорт и в пределах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), и в страны дальнего зарубежья. «Проблема в том, что наши производители изначально находятся в неравных условиях с западными конкурентами, прежде всего европейскими, — считает Павел Титов, президент российского винного дома «Абрау-Дюрсо». — Во Франции, Испании, других винодельческих странах есть масса способов и механизмов, с помощью которых государство стимулирует производство вина и его экспорт. У нас до этого пока далеко». Бесспорно, если сельхозпроизводитель кредитуется в Европе под три-пять процентов годовых, да ещё получает субсидию из бюджета, то нашему виноделу при ставке даже субсидированного кредита в семь-девять процентов нелегко выдерживать конкурентную цену при адекватном качестве напитка. Разумеется, вино — продукт специфический, однако нельзя отрицать того факта, что при умеренном употреблении вино эффективно профилактирует ряд весьма серьёзных недугов, одновременно вытесняя водку и алкогольные суррогаты, которые признаны одним из факторов, провоцирующих демографические угрозы. Это обстоятельство также надо учитывать, напомнил Михаил Емельянов, оценивая эффективность ограничения закупок импортного вина для государственных нужд. Ведь в конечном итоге речь идёт о том, как лучше и быстрее выполнить цели, сформулированные в майском указе президента, — улучшить демографическую ситуацию, повысить рождаемость и продолжительность жизни наших сограждан.