Набрались смелости перед «уходом» Бочарова? Волгоградских депутатов возмутил дорожный фонд

Внеочередное заседание думы ожидалось с нескрываемым оживлением. Совсем уж безотлагательных тем, которые бы требовали немедленного проведения пленарной сессии, в повестке не было. На рассмотрении депутатов оказались вполне рядовые, рабочие вопросы, хотя по некоторым срок приведения в соответствие областного законодательства с федеральным действительно истекает в октябре. Прежде такую торопливость за областными законодателями замечали редко, разве что по бюджетным вопросам и по подключению региональной казны к софинансированию в рамках федеральных программ. Все когда-нибудь уходят В этот раз назначение внеочередной думы с повесткой, втрое короче обычной, вызвало пересуды; может быть, депутаты решили собраться для того, чтобы обсудить в своем кругу ситуацию вокруг возможной скорой отставки губернатора Андрея Бочарова. О ней, напомним, сообщил «КоммерсантЪ» со ссылкой на собственные источники. Ранее странная информация о прекращении срока полномочий Андрея Бочарова появилась в Google и «Википедии». Кстати, во вторник тему прокомментировал и сам глава региона, заявив: «Все когда-нибудь уходят. Я могу обещать только одно – что когда я приму решение, обязательно сообщу об этом публично». На самом заседании думы, разумеется, о перспективах продолжения работы губернатора в Волгоградской области не говорили, а вот в кулуарах такие обсуждения состоялись, хоть и никакой особой информированностью, по нашим данным, ни один из народных избранников не блеснул. Так, несколько депутатов на условиях анонимности сообщили, что «вопрос действительно решен», а один из руководителей заксобрания авторитетно открыл секрет: «Да никто ничего не знает». К слову, в этот день в региональной думе был замечен депутат Госдумы и бывший сенатор Владимир Плотников, которого прежде инсайдеры называли человеком с губернаторскими обычаями. Пара волгоградских коллег даже отпустили в адрес Плотникова соответствующие намеки, но в подчеркнуто шуточном ключе. «Шутки так и останутся шутками, – прокомментировал для «ФедералПресс» заместитель директора Института региональных исследований ЮФО Александр Сайгин. – Проблема волгоградской элиты в том, что у них на первом месте вопрос личной выживаемости, а не самоуважения. Им проще откупиться и терпеть, чем сплотиться. Хотя во многих других регионах элиты смогли солидаризироваться». При этом Сайгин уточнил, что на самом деле волгоградские депутаты так и не научились «дружить вместе против сильного», хотя практически все они «заинтересованы, чтобы Андрей Бочаров не пролонгировался (на второй губернаторский срок, полномочия истекают в сентябре следующего года – прим. «ФедералПресс»). «Ведь в этом случае от так называемой волгоградской элиты останутся только рожки да ножки, и они это понимают, – рассуждает политолог. – Но у них нет фигуры, готовой публично стать личностью, атрибутирующей такие интересы. Для этого, наверное, не достаточно обладать формальными постами и миллионами, причем даже не обязательно рублей. Нужна еще и сила духа». Интересно, что накануне заседания, как сообщили источники в депутатском корпусе, на фракции «Единая Россия» подняли вопрос возвращения депутатам расходов на депутатские наказы. Эту возможность, напомним, в 2014 году еще прежний созыв думы исключил под нажимом тогда исполняющего обязанности губернатора Андрея Бочарова. Тогда он фактически потребовал от парламентариев отречься от возможности потратить до 3 млн бюджетных рублей на нужды, с которыми к ним обратились различные коллективы. Большинство наблюдателей отметило явно популистский характер инициативы, с которой, однако, мало кто стал спорить. Сейчас вопрос поднял один из самых опытных депутатов Гасан Набиев. Экс-гендиректор нескольких крупных предприятий ТЭК заявил коллегам: «Я не для себя, я на выборы (в новый созыв областной думы в сентябре 2019 года – прим. «ФедералПресс») не иду». Обсуждение в достаточно жесткой манере свернул руководитель региональной организации единороссов Сергей Горняков. «Конечно, против мнения Бочарова он не пойдет, пока тот еще тут», – поделился своими соображениями один из членов партии власти. Процент или сумма – обсудим Интересно, что на пленарном заседании Гасан Набиев, последние годы считающийся одним из самых молчаливых депутатов, также стал активным участником дискуссий, но уже по другому поводу. Завязали ее также несколько опытных депутатов – Анатолий Якунин, Анатолий Бакулин и Владимир Попов. Раззадорил «старую гвардию» облдумы вопрос об изменениях в закон о региональном дорожном фонде. Документ, кстати, область принять обязана в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Все штрафы за нарушение правил дорожного движения с 1 января следующего года должны будут поступать не просто в бюджет региона, а направляться исключительно на формирование дорожного фонда. По данным заместителя губернатора по финансовому блоку Александра Дорждеева, в прошлом году дорожные штрафы в регионе составили 697 миллионов рублей, а за первое полугодие 2018-го автолюбители уже нарушили ПДД на 555 миллионов рублей. Увеличение сборов связано со введением в строй новых комплексов фотовидеофиксации нарушений, пояснил чиновник. Соответственно в этом году прогнозируется не меньше миллиарда. А точнее, если судить по данным уже за 9 месяцев, то около 1,2 млрд. Депутаты пожелали узнать, какая сумма пойдет частным компаниям, которые занимаются установкой и обслуживанием камер. Дорждеев признался, что это 487 млн рублей, но уточнил, что речь не идет о перечислении частникам какого-то процента. «Штрафы полностью идут в бюджет», – заявил Дорждеев, но уточнил, что для их сбора власти «покупают услугу» по обслуживанию системы фотовидеофиксации. При этом вице-губернатор уточнил, что достигнут главный ожидаемый эффект – смертность на дорогах снизилась почти на 30 %. При этом чиновник умолчал о том, что рост числа камер не привел к снижению общей аварийности, которая, напротив, растет. О нестыковках между заявлениями властей и фактами на дорогах региона «ФедералПресс» ранее подробно писал. Важность этого никто из депутатов не отрицал, но сразу несколько человек высказались на тему того, что им не понятен принцип распределения средств. Депутат Анатолий Якунин даже предположил, что «прослеживается коррупция», спросив, «почему мы сами не могли организовать эту систему». Владимир Попов заявил, что, по мнению автолюбителей, частники собирают до половины штрафов в собственный доход. На что Александр Дорждеев вновь ответил, что процента нет, а есть объективные затраты, которые не привязаны к сборам. Тут вступил уже Анатолий Бакулин, который считает такой подход неправильным. «Я как старый директор могу сказать, что всегда знаем мы, сколько в себестоимости. Вот на горючее – 30 %, на содержание мойки – 8 %, столько-то на зарплатный фонд, а тут почему непонятно? Нет никакого постановления, тогда на каком основании?» – недоумевал старейший депутат заксобрания. «Пусть будет даже 50 %, но почему это разрешение мимо областной думы прошло?» – спросил Владимир Попов. Дорждеев вместе с представителем аппарата губернатора Натальей Лисименко вдвоем пустились в объяснения, что решение «обсуждалось полтора года», ГИБДД в вопрос не вникает, поскольку это полномочия региона, а принятое решение вовсе не дорогое и «учитывает практики, которые в других субъектах». Анатолий Бакулин продолжил: «А как это отразится на муниципальных фондах?» – и задал уточняющий вопрос, будут ли перечисления считаться в проценте или в сумме. «Обсудим с вами», – ответил Александр Дорждеев. Деньги к деньгам Обсуждать будут при принятии бюджета на следующий год. Его, напомним, комитет финансов областной администрации обязан представить в думу на рассмотрение не позднее 15 октября. 18-го числа, как пояснил председатель профильного комитета облдумы Илья Кошкарев, состоится первое публичное обсуждение проекта главного финдокумента – на парламентском часе. Общие параметры, по сведениям «ФедералПресс», первоначально ожидаются скромные, но без дефицита. «По доходной части говорить придется мало, динамика очень эффектная в этом году», – заверил Кошкарев, однако признал, что рост доходов во многом стал возможен благодаря «жесткому администрированию». Дело в том, что в Волгоградской области собираемость налогов растет в несколько раз быстрее, чем прибыльность предприятий или валовый региональный продукт. «Есть вопросы, над которыми предстоит думать. Доходность увеличивается, но, к сожалению, динамика участия рабочей силы в экономике от 15 до 72 лет снижается», – поделился Кошкарев. Отметим, что на этом заседании областная дума приняла новую стимулирующую норму для муниципальных бюджетов. Города и районы получат в 2019 году дополнительно 228 млн рублей от отчислений предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Это 5 % от этого налога. Таким образом, у муниципалитетов появятся новые стимулы наращивать налогооблагаемую базу и повышать собираемость налогов, уверены разработчики. «Города и районы в следующем году дополнительно получат 228 миллионов рублей, а в 2020-м – 238. Эти деньги будут направлены на решение самых важных местных задач: на развитие территорий, привлечение инвестиций, поддержку малого и среднего бизнеса», – отметил Илья Кошкарев, напомнивший также, что в регионе уже заработал механизм мотивации муниципалитетов по увеличению собираемости подоходного налога. По результатам этой работы в первой половине 2018 года местные бюджеты уже распределили дополнительно 146 млн. Кстати, депутаты приняли протокольное поручение, чтобы ситуацию с работой камер и штрафами им на следующем заседании подробно доложили представители областного комитета по транспорту и дорожному хозяйству в присутствии ГИБДД и прокуратуры. Политолог Александр Сайгин уверен, что такая настойчивость никак не связана с тем, что парламентарии в преддверии возможной отставки почувствовали себя более уверено. «Просто захотелось поговорить, ведь депутаты тоже автомобилисты и не всегда ездят на казенных автомобилях. Во всем мире камеры – для упреждения нарушений, а у нас – для пополнения дохода. Конечно, надо разобраться хотя бы в этом», – резюмировал Сайгин.

Набрались смелости перед «уходом» Бочарова? Волгоградских депутатов возмутил дорожный фонд
© РИА "ФедералПресс"