Роботы против продавцов: каким видят будущее продуктовых сетей екатеринбургские бизнесмены

Сегодня мы публикуем последний, десятый, обзор финалистов Народной премии E1.RU в номинации «Супермаркет года». Пожалуй, это самая народная категория, поскольку все мы периодически ходим в магазины. Одни любят местные сети, другие отдают предпочтение федеральным. Конкуренция на этом рынке реально очень жёсткая. Тем интереснее, кто победит. В ближайший четверг мы закроем голосование и узнаем, кто стал победителем Народной премии E1.RU. Награждение состоится 19 октября на церемонии, которую проведёт Иван Ургант. Ранее мы уже рассказали о лучших ресторанах, медицинских центрах, а также о фитнес-клубах, туристических компаниях, салонах красоты, кофейнях, языковых центрах, кинотеатрах, бизнес-центрах. Всех финалистов мы попросили рассказать о том, как изменились предпочтения покупателей за последние год-два, а также предложили предсказать, какими будут супермаркеты через пять-семь лет. «О`КЕЙ» — Сегодня потребители делают ставку на здоровое питание, отдавая предпочтение свежим продуктам, — рассказала региональный директор компании «О`КЕЙ» Елена Фадеева. — Заметно вырос спрос на овощи, фрукты, фермерскую молочную продукцию и свежее мясо. Пять-семь лет не такой уж большой срок, тем не менее можно смело предположить, что технологии будут двигаться к e-commerce и персонифицированным предложениям. В части развития форматов мы следуем тренду европейских ритейлеров, которые стремятся к оптимизации площадей и использованию всего полезного пространства гипермаркетов. Кстати, именно Екатеринбург стал первым городом, где мы открыли наш первый магазин в новом формате «компактного городского гипермаркета». Еще одна особенность развития современных магазинов — предоставление покупателям возможности делать покупки самостоятельно. В некоторых гипермаркетах сети «О’КЕЙ» в Москве и Санкт-Петербурге уже введены электронные ценники и действует система Self-Scanning. Она позволяет сканировать выбранные продукты специальным считывающим устройством, после чего сканер легко присоединяется к кассе самообслуживания и дает возможность моментально оплатить покупки без кассира. «Яблоко» — Покупатель стал более требовательным к сервису и качеству обслуживания, а также к свежести и ассортиментному ряду продукции, — отмечает представитель торговой сети «Яблоко» Елена Сенченко. — Покупатель стал выбирать товар высокого качества, но ориентироваться на более низкую цену. Также он стал интересоваться новыми продуктовыми направлениями, такими как вегетарианство, веганство, в продаже появилась безлактозная продукция, продукция без глютена, его постоянно нужно чем-то удивлять. Думаю, что через пять-семь лет магазины кардинально не изменятся, но появятся новые способы привлечения покупателей к продукции. Продавцы останутся, но их станет меньше, появятся новые технологии обслуживания. Главное — сохранить конкуренцию, чтобы магазины боролись за своего покупателя и совершенствовались. «Пятёрочка» — Екатеринбуржцы стали более избирательны и, осуществляя свой выбор, делают акцент на натуральности и пользе продуктов, — отметил начальник управления по работе с госорганами уральского дивизиона ТС «Пятерочка» Денис Сухоруков. — Например, доля продаж индейки выросла с 0,8 кг в 2014 году до 1,7 кг в 2017 году на человека в год и продолжает завоевывать популярность у покупателя. Доля продаж фруктов и овощей также имеет хорошие показатели. Снижается потребление сахаросодержащих продуктов, больше покупают цельнозерновые хлопья, макароны твердых сортов. В кофе растет сегмент зернового и молотого кофе. Молодое поколение все чаще отказывается от употребления табака, алкоголя (растет безалкогольное пиво). Сегодня наша компания пробует разные форматы работы, в том числе реализацию проектов «Shop in Shop», когда прорабатываются возможности создания фермерских уголков в магазинах, внедряются электронные ценники и другое. Считаю, что магазины станут более «фрешовыми» и глубоко ориентированными на потребности покупателя. «Перекрёсток» — Главный тренд последних лет — покупатель становится все более и более рациональным, — рассказал директор дивизиона «Урал» компании «Перекресток» Николай Разумовский. — Цена остается определяющим фактором при совершении покупки — около половины покупателей экономят на продуктах питания, переключаясь на более дешевые товары и бренды. По-прежнему высока важность промо. Что касается изменения потребления по категориям, то можно отметить две тенденции. С одной стороны, все больше людей стремятся к здоровому питанию, поэтому падает потребление сахаросодержащих продуктов. С другой, покупатель хочет получать удовольствие от еды, поэтому растут такие категории, как, например, шоколад, игристые и тихие вина. Если говорить о будущем, то мы видим широкое распространение касс самообслуживания, электронных ценников, мобильных приложений для самостоятельного сканирования товаров. Однако превращения супермаркета в огромный вендинговый автомат в горизонте 5 лет не случится. «Ашан» — Потребители в целом стали отказываться от импульсивных покупок и относятся более рационально к тратам денег и своего времени, и мы оперативно реагируем на изменение потребительского поведения, развивая концепцию мультиформатности, — рассказала директор по корпоративным коммуникациям «Ашана» Мария Курносова. — Наш парк магазинов включает в себя такие форматы, как гипермаркет, суперстор, супермаркет, а также магазин «у дома», что обеспечивает максимальную доступность для клиента. Более того, клиент всегда имеет возможность совершить покупку в интернет-магазине. В связи с быстрым развитием технологий, совершая покупки, клиенты всё больше предпочитают решения, обеспечивающие скорость, мгновенность и индивидуальный подход. На каждом этапе процесса потребители совмещают онлайн и оффлайн, нередко находясь в этих двух пространствах одновременно. Мы предлагаем своим клиентам фиджитал — опыт совершения покупок, гармонично совмещающий физическую и цифровую реальности (phygital, от сочетания слов «physics» и «digital»). В будущем мы делаем ставку на это направление и активно развиваем его. «Райт» — Покупатели уходят в более низкий ценовой сегмент, сокращается количество импульсных покупок и покупок для удовольствия, — отметил коммерческий директор ТС «Райт» Дмитрий Пачин. — Люди больше стали экономить. Ещё одна явная тенденция — здоровое питание. Мы учитываем все изменения и тренды и стараемся быть лучшими из лучших для наших покупателей. Конечно, в будущем магазины будут ещё более технологичными, но продавцы в любом случае останутся. «Гипербола» — За последние пару лет покупатели поменяли тактику покупок, — считает генеральный директор «Гиперболы» Елена Сурина. — Если раньше приходили реже и брали больше, то сейчас им проще вернуться, но не тратить много за один визит в магазин. Потребители стали более вдумчиво подходить к покупкам: если раньше могли позволить себе купить одновременно и конфеты, и печенье, и вафли, как пример, то теперь, вероятнее всего, остановятся только на двух позициях из этого набора. Очевидна тенденция перехода населения на здоровое питание. Овощи, фрукты неизменно популярны, а вот от круп, макарон и кондитерских изделий готовы отказаться. Продукция нашего собственного производства востребована на прежнем уровне — для нас это очень хороший показатель, это в первую очередь показатель доверия к нам, а также это показатель того, что люди берегут сегодня не только деньги, но и время. Сейчас есть явная тенденция — внедрение в торговый процесс касс без кассира. Как-то даже посещала супермаркет вообще без персонала, эдакий «магазин-музей». Считаю, что в России эта «мода» еще не скоро приживется. У нас особый менталитет, нашему покупателю важно поговорить, проконсультироваться, задать вопросы. Мы даже специально нанимаем «тайного покупателя», чтобы постоянно совершенствовать уровень обслуживания клиентов. В «Гиперболе» продавцы точно останутся.

Роботы против продавцов: каким видят будущее продуктовых сетей екатеринбургские бизнесмены
© e1.ru