«Держи ухо востро», или Инвестиции в искусство
Елизавета Фролова – директор Synergy Art Academy на базе Университета «Синергия» Очевидно, что в настоящее время инвестиции в искусство привлекают все больше людей как возможность рассредоточить свои активы по разным корзинам. При этом большая часть коллекционеров зрелого возраста считает, что вложения средств в искусство сопряжены с риском и могут не оправдаться. О чем это говорит? В основном о том, что прежде чем начинать инвестировать в искусство, необходимо разобраться в правилах работы арт-рынка и накопить достоверную информацию обо всем, что там происходит. Изучайте сайты главных аукционов Sotheby’s и Christie’s. А еще лучше – подпишитесь на сайт artnet.com, где представлены результаты разных аукционных продаж, и получите возможность сравнивать цены. Старайтесь посещать центры торговли произведениями искусства – Лондон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес или Париж. Пройдитесь по галереям. Попросите рассказать вам об их художниках и работах. Впрочем, не забывайте и самостоятельно следить за современными художниками. Если вы видите, что у художника давно не было выставок, что одна галерея разорвала с ним отношения, а другая не забрала, срочно продавайте его работы. К сожалению, в большинстве случаев приобретение произведений искусства не является удачным вложением капитала. Особенно это относится к современному искусству. Со временем многие работы только теряют в цене, даже несмотря на то, что имя автора работ может оставаться у всех на слуху. Так, например, происходит сейчас с работами Дэмиена Херста. Пресса и интернет пестрят информацией о громких продажах значительно выросших в цене произведений современных художников. Но это редкие случаи, именно поэтому они попадают на первые новостные полосы. Как в ситуации с нефтяными скважинами: все знают о новом открытом месторождении, но забывают об остальных десяти, оказавшихся пустыми. Из всех художников XX века, фигурировавших в каталогах «Сотби» и «Кристи» 30 лет назад, сегодня вы найдете в лучшем случае половину. И все же успешные вложения в искусство встречаются. Reg Natarajan | Flickr Как, например, в случае с «ганцманией». Виктор и Салли Ганц в 1997 году продали на аукционе «Кристи» свою коллекцию (114 произведений) за $171 млн. Ганцам эти работы обошлись примерно в $2 млн. Картины приобретались на протяжении 56 лет и принесли чистым доходом 10,5% – примерно так же, как при инвестициях в государственные ценные бумаги. Только собирать коллекцию пришлось ни 5, ни 10, а целых 56 лет. Если вы готовы ждать, дерзайте. Еще один успешный пример – картина «Спаситель Мира» Дмитрия Рыболовлева: он заработал около $300 млн. Только все забывают про издержки, которые из этой суммы еще не вычли. Я говорю о расходах на страховку, хранение и т.д. Издержки – та сторона арт-бизнеса, о которой сторонние люди чаще всего склонны забывать. Несколько десятилетий назад исследователи из Нью-Йоркского Университета разработали некий универсальный индекс, позволяющий оценить ценовые тенденции на рынке искусства. Благодаря этому индексу можно выстраивать приблизительный инвестиционный рост вложений в искусство. Казалось бы, вот она – волшебная палочка инвестиций в искусство. Но не тут-то было. С одной стороны, индекс показывал, что искусство как вложение капитала в последние годы обогнало по эффективности инвестиций, например золото. С другой стороны, возникли вопросы в его объективности. Ведь в базе данных ученых было 45 тысяч работ, которые сменили владельца на арт-рынке больше чем один раз. Никто почему-то не обратил внимание на это «больше чем раз». А зря. Ведь это значит, что индекс не учитывает работы, которые получили отказ, не были приняты аукционами на перепродажу. То есть индекс априори оценивает только успешных художников – тех, аукционные цены на работы которых растут. Несмотря на все предостережения и напутствия, высказанные мной в этой статье, я все равно настаиваю на том, что искусство может быть ценным активом. Причины этому минимум две. Первая – обнаруженный Мей и Мозесом факт – финансовые рынки и рынок произведений искусства развиваются не синхронно. Когда на финансовых рынках начинаются неприятности, на арт-рынке все относительно спокойно. А значит, хоть где-то у вас всегда будет часть активов в сохранном виде. Вторая причина – пусть биржевые и другие инвестиции могут быть более прибыльны, вряд ли они приносят столько же морального удовлетворения и положения в высоком обществе, сколько инвестиции в искусство. Поэтому инвестируйте в искусство, но всегда «держите ухо востро»!
Продажи водородных грузовиков Nikola выросли